Новости

Стресс-тест провален

Произошедшая в Алматы 1–2 мая серия землетрясений продемонстрировала абсолютную неготовность местных властей и МЧС к нештатным ситуациям. Недоумение вызывает и позиция Института сейсмологии, до сегодняшнего дня не разместившего информацию о событии – в отличие, например, от Европейско-средиземноморского сейсмоцентра, сделавшего это уже утром 1 мая.

Произошедшая в Алматы 1–2 мая серия землетрясений продемонстрировала абсолютную неготовность местных властей и МЧС к нештатным ситуациям. Недоумение вызывает и позиция Института сейсмологии, до сегодняшнего дня не разместившего информацию о событии – в отличие, например, от Европейско-средиземноморского сейсмоцентра, сделавшего это уже утром 1 мая.

Поразительно, но факт: на странице «События» официального сайта Института сейсмологии МОН РК самая свежая информация была посвящена… землетрясению в Кыргызстане, произошедшему 2 марта 2010 года. Страница «Прогнозы» и «Это должен знать каждый» – пусты.

Наверное, потому, что у официальных казахстанских сейсмологов практически нет информации, которую они могли бы доверить каждому казахстанцу. Во время прямой линии на телеканале «Алматы», начавшейся в 0.15 минут 2 мая, то есть спустя почти 16 часов после первого толчка, директор института Танаткан Абаканов в ответ на претензии по поводу отсутствия информации прямо заявил: «Если все будем объявлять, когда работать нам и ЧС? Если нет опасности для жизни, это не имеет смысла». Опасность для жизни, по словам Танаткана Абаканова, начинается с 6 баллов.

Между тем, в это время уже десятки тыс. небогатых горожан несколько часов сидели на улице с детьми и сумками, а тысячи более состоятельных устроили пробку из дорогих машин на перекрестке Мира – Сатпаева, чего в этом месте в 12 ночи выходного дня не было никогда. Все казахстанские телеканалы и радиостанции передавали бравурную музыку и крутили жизнерадостные фильмы в честь Дня единства народа Казахстана, а телефон департамента ЧС 112 на звонки не отвечал. Отсутствие каких-либо признаков жизни многочисленных государственных органов на фоне ощутимых толчков через каждые несколько часов заставило горожан и жителей пригородов начать активно заботиться о себе самим.

Однако вместо извинений участники «прямой линии» (странно, кстати, что на нее не приехал ни один представитель городского акимата, который и должен в таких случаях выступать координатором и организатором) обвиняли возмущенных горожан в паникерстве и «обывательских разговорчиках». Танаткан Абаканов даже предположил, что слухи о предстоящем ночью разрушительном землетрясении носят «преступный характер» – дескать, криминальные элементы делают это специально, чтобы грабить пустующие дома и квартиры. Однако позже никакой информации о росте количества квартирных краж в ночь с 1 на 2 мая не поступило.

Начальник департамента ЧС генерал-майор Дамир Халиков сообщил, что у ЧС имеется более 300 сигнализаторов по городу и право в любой момент прерывать телевизионные передачи для передачи экстренного сообщения, но в этом «не было необходимости, потому что не было нештатной ситуации». Ужас, охвативший более чем два миллиона человек, не знающих, что происходит и куда идти за помощью в случае необходимости, нештатной ситуацией, видимо, не является.
«Сирены включаются по согласованию с сейсмологами и решению межведомственной комиссии. Пока не пройдут все совещания, у меня не будет заключений Института сейсмологии и НПК «Прогноз», даже я, начальник департамента ЧС, не могу их включить», – заявил генерал Халиков. Но что делать горожанам, пока члены комиссии совещаются (а это, как показал стресс-тест, может затянуться более чем на половину суток), не объяснил.

Невозможность дозвониться на номер 112 генерал объяснил вероятными техническими неполадками из-за обилия звонков. О существовании сотовых телефонов и способе рассылать СМС с информацией о происходящем ЧС, очевидно, не подозревал. Однако и 3 мая по этому номеру нельзя было получить никаких сведений – отвечали, что по землетрясению ничего сообщить не могут, официальной информации нет.

При этом Танаткан Абаканов заверил слушателей в полной безопасности всех жилых домов, построенных в постсоветский период: «Все они проходят экспертизу госконтроля при акимате и с участием Казахского государственного института сейсмостойкого строительства и архитектуры. Сомневаться в устойчивости и надежности этих домов нет оснований, потому что мы им доверяем».

Между тем, директор НПК «Прогноз» Мухтар Халиков, сидевший в студии телеканала «Алматы» рядом с Танатканом Абакановым, буквально 22 февраля 2011 года в интервью газете «Литер» говорил, что наиболее уязвимы глинобитные постройки и современные высотные дома: «Вряд ли эти дома могут похвастаться соблюдением норм сейсмостойкого строительства». В этот раз он не возразил коллеге.

В том же интервью директор НПК отказался говорить о сейсмопрогнозе: «Точно сказать я не имею права. Это вопрос председателям всех прогнозных комиссий – они в Институте сейсмологии» и добавил: «Мы предполагаем сильное землетрясение в Центральной Азии, но утверждать, что оно будет в Алматы, пока нет оснований».
Похоже, главная задача всех сейсмослужб Казахстана – скрыть информацию, которая «может вызвать панику», несмотря на то, что панику до сих пор вызывает лишь ее отсутствие. Источник в Институте сейсмологии сообщил «Къ», что прогнозная карта составлена, но на ней стоит гриф «ДСП» – для служебного пользования. По его словам, в данный момент тектоническая активность идет на убыль, в ближайшую неделю, скорее всего, толчков уже не будет, но дать более конкретную информацию он не может, поскольку не уполномочен.

Киргизы предупреждали
14 ноября 2007 года директор Института сейсмологии Национальной академии наук Кыргызстана Канатбек Абдрахматов в интервью агентству «Казахстан Тудей» сообщил, что кыргызские сейсмологи прогнозируют повышение сейсмической активности в регионе, а пик ждут в 2011 – 2013 годы. «Землетрясения максимальной силы могут произойти в Алайской впадине, на юге республики. Вероятность значительных колебаний велика и возле столицы Кыргызстана. По нашим данным, сейсмическая активность сейчас смещается в сторону Казахстана. Значительное землетрясение может произойти в пределах Чон-Кеминской впадины или в горных районах южнее Алматы», – сообщил он.