Мелкие и средние АЗС Алматы и Алматинской области просят отпустить предельные розничные цены на ГСМ до вступления в ТС, иначе большинство АЗС сектора малого и среднего бизнеса обанкротятся и будут скуплены российскими игроками. Повышение розничных цен на ГСМ, по словам владельцев АЗС, связано с высокими оптовыми ценами и невыделением акиматами достаточных объемов ГСМ в рамках гарантированных поставок.
Директор АЗС «Oil Group» Вячеслав Тукин отмечает, что субъекты МСБ, занимающиеся розничной реализацией ГСМ, находятся в тяжелом положении, так как выделяемые им правительством ежемесячные гарантированные объемы ГСМ не способны обеспечить бесперебойную эксплуатацию АЗС (объемы либо не приходят вообще, либо приходят не в полном объеме).
Кроме того, сейчас Министерством нефти и газа РК установлены предельные розничные цены на топливо: АИ92 – 99 тенге за литр, АИ80 – 82 тенге за литр, дизельное топливо — 86 тенге за литр.
Так как ГСМ на май 2011 года многие мелкие АЗС не получили, то они вынуждены были закупить объемы на оптовом рынке Алматы по оптовым ценам с учетом оптовой надбавки: АИ92 – 92 тенге за литр, АИ80 – 73 тенге за литр, дизельное топливо – 83 тенге за литр. «Таким образом, мы первыми увеличили отпускные цены на бензин на АЗС до максимально установленных, что привело к уменьшению реализации топлива», — констатирует В.Тукин.
У трех компаний, занимающих доминирующее положение на рынке розничной торговли ГСМ, по его данным, сейчас установлены следующие цены: АИ92 -91-95 тенге, АИ80 – 67-78 тенге, дизельное топливо – 77-78 тенге. «То есть оптовая цена, по которой мы покупаем ГСМ на рынке, находится уже в рамках цен, которые монополисты дают у себя на стелле», — резюмирует бизнесмен.
«Мы лишены возможности вести равную конкурентную борьбу по реализации нефтепродуктов. У нас нет возможности на протяжении длительного срока развивать свой бизнес, — устанавливать новое оборудование, модернизировать АЗС. Это ставит в тупик МСБ перед вступлением в ТС, где розничные цены на ГСМ на 25% выше, чем в РК. Мы не готовы через полтора месяца, когда откроются границы, иметь свободные рынки ГСМ. Сюда придут еще более сильные игроки, которым не составит никакого труда выкупить наш бизнес», — опасается В.Тукин.
По его мнению, в таких условиях увеличение розничной цены неизбежно.
«Выделяемых акиматом объемов нам хватает на 10-11 дней, на оставшееся время мы закрываем АЗС, но, имея банковские кредиты, мы не можем работать в ноль. Поэтому цены первыми повышаем мы, и все шишки падают на нас», — рассказывает он.
От лица МСБ В.Тукин просит правительство промониторить эффективность существующего регулирования цен, а также провести открытый круглый стол, где соберутся недропользователи, переработчики, люди из антимонопольного комитета, из акиматов, чтобы предоставить возможность заправляться по 99 тенге, а возможно и по 125 тенге за литр АИ92, чтобы у любого потребителя была возможность выбора. Также предлагается создать сайт топливно-сырьевой биржи (и саму биржу), чтобы зайдя в Интернет, каждый гражданин смог увидеть оптовую закупочную цену и розничную цену на ГСМ. «Чтобы не было таких разговоров, что автозаправщики из МСБ самовольно устанавливают цену», — говорит В.Тукин.
Директор сети АЗС «SID Neft» Сергей Богданов заявляет, что в мае акимат не выделил его сети ни литра ГСМ, и ему приходится покупать товар на оптовом рынке Алматы, грубо говоря «на пятаке».
«Цена там очень высокая, мы не проходим по марже и по сравнительным ценам с крупными конкурентами. Неделю назад мне приходилось покупать дизельное топливо на оптовом рынке по 77 тенге, а реализовывать его на моей АЗС по 74 тенге. Я работаю в убыток, чтобы просто не растерять клиентов. Точно такая же ситуация по АИ92 — его я вынужден покупать по 90 тенге на оптовке, с дорогой до АЗС он стоит уже 91 тенге, я реализовываю я его на стелле по 90 тенге», — рассказывает он.
По его словам, финансовое положение сети пошатнулось, и он вынужден был закрыть одну АЗС. «Надеемся, что по распределению на июнь мы будем все замечены, и объемы будут нам выделены. Акимат дает цены достаточно хорошие, остается маржа, — говорит С.Богданов. — Мы действительно хотим, чтобы была какая-то товарно-сырьевая биржа, где можно было покупать и продавать ГСМ по безналичному расчету, и где были бы видны оптовые и розничные цены на ГСМ».
По его словам, мелким АЗС самим невыгодно повышать цены: чтобы конкурировать с крупными игроками, нужно предлагать более низкие цены. «Но сейчас такой возможности нет, и мы вынуждены были поднять цены. Реализация из-за этого упала на 70% — с 10 кубов до 3 кубов», — говорит С.Богданов.
Директор АЗС «ВР-Мунай» Асет Утепов говорит, что еще в апреле подал заявку в управление предпринимательства и промышленности по Алматы для получения желаемого объема ГСМ, однако прождал три недели, и никакой реакции не последовало. «В дальнейшем из неформальной беседы выяснилось, что основной целью и задачей управления является предоставить необходимые объемы для доминирующих компаний. Работает принцип избирательности – этому даем, этому не даем. В итоге мы покупаем ГСМ по высоким оптовым ценам, и розничные цены у нас выше, чем у того же «Гелиоса»», — делится бизнесмен.
«Мы попросили бы тех лиц, которые имеют непосредственное влияние на ситуацию решить данный вопрос в пользу частников, иначе МСБ исчезнет в этом секторе», — обращается А.Утепов.
«Гелиос» тоже грозит закрытием АЗС
ТОО «Гелиос» считает, что если Агентство Казахстана по регулированию естественных монополии не одобрит увеличение тарифа на бензин, АЗС компании могут закрыться. «Из-за пристального внимания со стороны АРЕМ рост розничных цен в компании отстал от роста оптовых, а это может привести к невозможности выполнения обязательств перед потребителями и полной остановке АЗС компании», — говорится в сообщении компании. ТОО «Гелиос» с начала года неоднократно обращалось в АРЕМ по поводу повышения розничных цен на нефтепродукты.