1 июля перестанет существовать таможенная граница между Россией и Казахстаном. Правительство ожидает появления в Казахстане новых предприятий как со стороны стран ТС, так и из третьих государств, что приведет не только к улучшению экономической ситуации, но и к ужесточению конкуренции. Пока казахстанские предприниматели в рамках ТС зачастую сталкиваются с недобросовестной конкуренцией.
С 1 января прошлого года Казахстан, Россия и Беларусь начали реализовывать первый этап Таможенного союза. С 1 января этого года страны уже проводят единую внешнеторговую политику. С 1 июля убирается таможенная граница между Россией и Казахстаном.
Председатель Совета по экономической политике при фракции НДП «Нур Отан» депутат парламента Кенжегали Сагадиев считает, что открытие границ приведет к обострению конкуренции между странами ТС. Причем, ожидается конкуренция не только между компаниями, но и в отношении юрисдикции.
«Бизнес будет выбирать из этих трех стран, поскольку это единое пространство, единый Таможенный союз, где ему лучше, где лучшие налоговые режимы, где лучше налоговое администрирование, где лучше работает правоохранительная система, где честнее суды, где лучше работают таможенники и так далее. Это очень серьезная конкуренция юрисдикции», – говорит г-н Сагадиев.
Выгодные условия
По информации Налогового комитета, объемы прямых инвестиций из России за 2010 год увеличились на 0,5%. За последние месяцы 2010 года на территории Казахстана было зарегистрировано более 400 российских предприятий.
По данным руководителя представителя ТПП РФ в Центральной Азии Виктора Жигулина, в I квартале 2011 года в РК зарегистрировано около 300 российских предприятий.
«Казахстан благодаря более либеральным налоговой политике и инвестиционному климату имеет большие шансы на привлечение иностранного капитала, а также капитала из стран ТС для создания совместных производств», – говорит министр экономической интег-рации Жанар Айтжанова.
По данным вице-министра финансов Руслана Даленова, количество юридических лиц, где учредителями являются граждане России или Беларуси, составляет сегодня 4 888, 4 740 из них учреждены гражданами Российской Федерации. Юридических лиц – нерезидентов из России и Беларуси, осуществляющих деятельность на территории РК, зарегистрировано 835, 828 – из РФ.
По мнению экспертов, интерес к Казахстану со стороны России объясняется более либеральной налоговой политикой и инвестиционным климатом, чем у партнеров по ТС. По данным директора по международному сотрудничеству ОАО «Зарубеж-Экспо» Анатолия Николаева, в Казахстане совместных российских предприятий зарегистрировано около 5 тыс., из которых действует 2,5 тыс. Всего иностранных компаний зарегистрировано около 18 тыс.
По словам председателя «Деловой России» Бориса Титова, в России слишком высокие издержки производства, особенно это касается промышленности, которая испытывает на себе всю тяжесть роста тарифов естественных монополий, пишет «Коммерсант». За последние пять лет издержки из-за роста тарифов и инфляции выросли в три раза. В 2010 году в промышленности наблюдался восстановительный рост, однако после повышения с 2011 года налогов (ЕСН) и очередного витка роста тарифов вновь пошел спад. «Плюс очень дорогие кредиты. «Длинных денег», то есть долгосрочных кредитов, вообще нет. Но в промышленности невысока скорость оборота, здесь длительный производственный цикл. В результате, сегодня только 22% производства финансируется за счет привлеченных ресурсов, остальное – за счет собственных средств», – говорит Борис Титов.
По сравнению с российской ситуацией, условия для производства в Казахстане выглядят лучше.
«Здесь более мягкое налогообложение, рост тарифов властям удается сдерживать. Кредитные ставки ниже и, что для промышленности самое главное, можно найти долгосрочные предложения. Поэтому после создания Таможенного союза и заключения ряда договоров, регулирующих отраслевую деятельность, начался дрейф российских промышленных предприятий в Казахстан. В рамках Таможенного союза выгоднее производить в Казахстане, а продавать в России. Ведь таможенные пошлины отменены, а спрос и цены в России выше. Если ситуация не изменится, процесс переноса производства в Казахстан будет набирать обороты», – говорит он.
Интерес извне
Открывать предприятия в Казахстане планируют китайские и кыргызские компании. По мнению исполнительного директора Ассоциации рынков Кыргызстана Алишера Санарбек уулу, из-за образования Таможенного союза многие кыргызские предприниматели, занимающиеся торговлей с Китаем, перевозят свой бизнес в Казахстан. По его словам, бизнесмены скупают недвижимость в Казахстане и оформляют казахстанское гражданство. То есть перево-зят бизнес. Это также связано с тем, что ситуация на казахстано-кыргызской границе для предпринимателей неблагополучная. «У нас торговля в основном реэкспортная. С образованием Таможенного союза, как известно, режим на границе ужесточился, а ставки увеличились более чем в 20 раз. С июля, возможно, Казахстан установит «железный занавес», что коснется не только реэкс-портных, но и местных товаров», – считает Санарбек уулу.
Как заявил «Къ» первый секретарь посольства КНР в РК Ван Айцзюнь, открывать в Казахстане совместные предприятия планируют и китайские бизнесмены.
По его словам, после создания Таможенного союза китайские товары на территории Казахстана, России и Беларуси стали менее конкурентоспособны из-за повышения таможенных пошлин в рамках ТС. «Сейчас китайские предприниматели готовы инвестировать в Казахстан. Открывается большой рынок. Если в Казахстане построить завод, можно экспортировать в страны СНГ», – говорит Ван Айцзюнь.
По его данным, между Китаем и Казахстаном уже есть договоренность о создании производства деталей для мобильных телефонов на территории парка информационных технологий Alatau IT City. «В Китае очень сильная конкуренция, и сейчас они хотят переехать на территорию Казахстана, потому что тут рынок увеличился. Здесь выгодно создавать предприятия, поэтому они хотят инвестировать в Казахстан», – считает первый секретарь посольства КНР в РК.
Как пояснила «Къ» вице-президент Торгово-промышленной палаты Казахстана Татьяна Жданова, на данный момент наибольший интерес у китайских производителей к Казахстану в области сельского хозяйства.
«Придя в Казахстан, китайские производители хотят завоевать также рынок России и Беларуси. Они понимают, что сейчас теряют конкурентоспособность из-за того, что в ТС повысили таможенные пошлины, чтобы защитить местного производителя, поэтому они хотят стать местными производителями, а для нас это очень важно, это и опыт новых производств, и рабочие места. Для них это расширение международных отношений и выход на такой крупный рынок, как Россия, ведь они смогут зайти туда беспошлинно», – говорит г-жа Жданова.
По словам вице-президента ТПП Казахстана, заинтересованность в создании СП проявляют и казахстанские предприниматели. «В Казахстане есть проекты по сельскому хозяйству в области переработки сельхозпродукции. Наши предприниматели говорят, что готовы работать с китайцами, и просят найти серьезного партнера, чтобы открыть совместное китайско-казахстанское предприятие», – утверждает Татьяна Жданова.
Сейчас Китай занимает первое место среди внешнеторговых партнеров Казахстана, если учесть то, что товарооборот внешней торговли между Казахстаном и Россией считается внутренним.
Изменения
Как пояснила Жанар Айтжанова, договорная правовая база Таможенного союза состоит из 83 международных соглашений, включая Таможенный кодекс, а также 13 соглашений, принятых в рамках Евразийского экономического сообщества на пять государств. На сегодня в рамках Таможенного союза ратифицировано 42 международных договора. Соглашения ТС условно разбиваются на четыре блока: соглашения, регулирующие меры тарифного и нетарифного регулирования; соглашения в сфере технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных норм; соглашения в области таможенного и налогового администрирования, в частности договор о Таможенном кодексе; соглашения о принципах взимания косвенных налогов и об определении таможенной стоимости; институциональные и технические соглашения, к которым относят договор о комиссии ТС, договор о секретариате ТС и договор о ведении статистики во внешней и взаимной торговле между странами ТС.
«Формирование Таможенного союза прежде всего отразилось на проводимой государством внешней торговой политике и таможенном администрировании на внутренних границах стран – участниц ТС. Так, с 1 января 2010 года страны Таможенного союза применяют единую внешнюю торговую политику», – говорит министр экономической интеграции.
Принято восемь международных договоров, утверждены единый таможенный тариф и единый перечень товаров, в отношении которых применяются единые нетарифные меры, унифицированы условия торговли с развивающимися и наименее развитыми странами, завершается работа по унификации торговых режимов со странами СНГ, также завершается работа по унификации применяемых странами Таможенного союза защитных и антидемпинговых мер.
С 1 июля 2010 года введен в действие Таможенный кодекс ТС и отменено таможенное оформление на внутренних границах стран ТС. «Хотелось бы отметить, что с введением в действие Таможенного кодекса также введен в действие Протокол об изъятиях, которым на временной основе до 1 июля 2011 года сохранено таможенное оформление на товары переходного периода, а также на товары, в отношении которых не остались унифицированными условия торговли и защитные антидемпинговые меры», – говорит г-жа Айтжанова.
Кроме того, с 1 июля 2010 года введено в действие Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования, которым установлены новые нормы провоза товаров для беспошлинного провоза физическими лицами. В связи с введением данного соглашения действовавший в Казахстане упрощенный порядок провоза товаров в больших объемах физическими лицами отменен.
В результате формирования единого с Россией и Беларусью таможенного тарифа средне-арифметический уровень национального тарифа повысился с 6,2 до 10,6%, при этом 47,7% казахстанских ставок были повышены до российского уровня, 5% наших ставок были снижены, 45% – уровень ставок не изменился, это те товарные позиции, по которым у нас уже до формирования Таможенного союза с Беларусью и Россией существовали единые уровни импортных таможенных пошлин.
Производство в рамках ТС
По словам чиновников, увеличение ставок таможенных пошлин на импорт промышленных товаров из третьих стран сыграло положительную роль, выраженную в увеличении тарифной защиты действующих и планируемых к запуску в рамках ФИИР производств готовых товаров. Например, увеличение ставки таможенных пошлин на импорт стальных труб с нуля до 15–20% повлекло увеличение производства на 58,6%. При этом экспорт в 2010 году увеличился в шесть раз и составил 93,7 тыс. тонн, из них 66 тыс. тонн было поставлено в Россию.
«Россия, несмотря на собственные производственные мощности, ежегодно завозит порядка 2 млн тонн трубной продукции. Таким образом, у казахстанских предприятий появляется открытый рынок сбыта собственной продукции, в десятки раз превышающий объем экспорта», – поясняет министр. В рамках ФИИР реализуются два проекта по производству труб: «Атырау-флоулайн» и «КСП Стил». По электрическим свинцово-кислотным аккумуляторам ставка таможенной пошлины в рамках ЕТТ увеличилась с 5 до 15%, рост производства составил 73,7%, экспорт увеличился на 13%. Россия импортирует данные товары в количестве 3,5–4 млн штук в год. В Казахстане существует два завода в рамках ФИИР, реализуется проект на «Актобе-мунайфинанс». На изделия керамические огнеупорные – кирпичи и плитки для строительства – таможенная пошлина увеличилась с 5 до 15–20%, рост производства составил 17,8%, экспорт увеличился в два раза, достигнув 900 тонн, из них в Россию экспортируется 800 тонн. В рамках ФИИР в Казахстане реализуется проект в ТОО «Ситал-2» по производству ванн из черных металлов. Ставка таможенной пошлины на них увеличилась с 10 до 15%. За 2010 год рост производства составил 8,6%. Причем, экспорт вырос на 3,1% и достиг 165,3 тыс. штук, из них 161,4 тыс. штук было поставлено на территорию РФ. Импорт России составляет порядка 800 тыс. штук в год. Существует потенциальная возможность увеличения доли на российском рынке.
Цивилизованная конкуренция?
Однако казахстанским предпринимателям не так легко выйти на рынок России. Как утверждает региональный представитель Торгово-промышленной палаты России в Центральной Азии Виктор Жигулин, проблемы существуют у казахстанских предприятий так же, как и у российских. Поменялись правила, и не все готовы играть по новым. По его словам, проблемы возникают в основном с чиновниками.
«В прошлом году возникла проблема у одного казахстанского предприятия, поставляющего картофель в Россию. На саратовском таможенном посту их держали три дня. Гнали целый состав картофеля и заставили перевесить один вагон. Условно говоря, по накладной было 280 кг, а по перевесу оказалось 300 кг. Я обратился на таможню и сказал, что сейчас эту информацию направляю в правительство РФ и в комиссию ТС. Это явное вымогательство. Вопрос в течение трех часов решился, и даже официальный ответ пришел. Написали, что задержка произошла по вине РЖД, которая инициировала перевес вагонов, а не таможенного поста, и потому что из-за теракта некому было принять оплату», – говорит г-н Жигулин.
Уже сейчас в рамках ТС наблюдается жесткая конкуренция. «Одна казахстанская компания по производству гвоздей проволоку закупала в России. Достаточно успешная компания, которая могла конкурировать с российскими производителями. Когда в рамках ТС повысили пошлины, они стали конкурентны и китайцам. Россия увеличивает цену на проволоку. Производители жалуются. Говорят, что теперь неконкурентоспособны», – поясняет вице-президент Торгово-промышленной палаты Казахстана.
Наблюдаются проблемы и на алкогольном рынке. Как писал ранее «Къ», по заявлению Kaznex Invest и «КазАлко»
«Росалкогольрегулирование» препятствует ввозу казахстанской алкогольной продукции, при этом нарушая все принятые членами ТС обязательства по свободному перемещению продукции и отказу от применения каких-либо ограничений в торговле. «Кокшетауминводы» – единственный казахстанский экспортер, который на днях смог получить лицензию на ввоз алкогольной продукции в Россию. На разрешение потребовалось больше года, и процесс еще не завершен.
По данным председателя совета директоров АО «Кокшетау-минводы» Аскара Алиева, на данный момент в России действует 612 лицензий на производство алкоголя, через 2–3 года их будет всего 50. В Казахстане 52 производителя алкогольной продукции, соответственно, их шансы войти на российский рынок крайне малы.
Только на сертифицирование продукции в России компании потребовался год и серьезные деньги, причем по абсолютно необоснованным причинам компании трижды отказывали в разрешении. «Чтобы ввести поставки в Россию, нужно сформировать крупный уставный фонд – 50 млн тенге, что может себе позволить не каждый производитель. Затем при нехватке какого-либо документа при его предоставлении российские надзорные органы добавляют к сроку своего рассмотрения еще 60 дней. Сейчас мы ждем акцизные марки – это еще 60
дней», – рассказывает А. Алиев.
Проблемы
По словам вице-министра финансов Руслана Даленова, с отменой оформления перед казахстанским бизнесом ставятся три проблемных вопроса. Во-первых, усложнился возврат НДС при экспорте в страны Таможенного союза. Во-вторых, отсутствие экземпляра ГТД у перевозчика и, в-третьих, отдаление таможенной границы.
Если раньше для подтверждения экспорта в страны ТС достаточно было предъявить таможенную декларацию с отметкой таможенного органа, то сегодня такой декларации нет, таможенного оформления не существует. Согласно международным соглашениям, нужно дождаться, пока контрагент в РФ не придет в свой налоговый комитет и не заплатит НДС.
«Во-первых, это затягивает время; во-вторых, это некая зависимость от благонадежности своего контрагента. Здесь есть большая проблема, но поскольку данный порядок вытекает из международных соглашений, вопрос будем прорабатывать либо внедрим нечто вроде
системы управления рисками уже в нашем Налоговом кодексе, выберем наших добропорядочных экспортеров», – говорит г-н Даленов.
Что касается отсутствия экземпляра грузовой таможенной декларации, то раньше было 5 грузовых таможенных деклараций, одна из них выдавалась на руки перевозчикам. У того, кто экспортирует товар, происходит возмещение, но тому, кто сам оказывает услуги по перевозке, нужно эту грузовую декларацию подтвердить, чтобы по своей услуге получить возмещение НДС. Вот такой декларации теперь не оказалось. Вице-министр считает, что необходимо прорабатывать решение комиссии Таможенного союза либо вносить изменение в Налоговый кодекс.
«Поскольку граница Таможенного союза расширилась вплоть до Бреста, чтобы фактически экспорт был осуществлен, нужно дождаться подтверждения, когда товар пересечет границу ТС, то есть Брест. Во-первых, это время; во-вторых, потеря документов и так далее. То есть дата свершения оборота по нулевой ставке растянулась», – говорит вице-министр.
Решение проблемы Руслан Даленов видит в поправках в казахстанский Налоговый кодекс, чтобы датой свершения оборота по нулевой ставке была не дата пересечения границы, а дата отгрузки.
Товарооборот
С момента создания Таможенного союза объем внешней торговли в 2010 году увеличился на 26,6%, или на $19,1 млрд, и составил $90,6 млрд. Это общий объем внешней торговли за 2010 год (за год функционирования ТС).
Рост объема внешней торговли Казахстана сложился в основном за счет увеличения в 2010 году объемов экспорта на 38,4% и увеличения импорта на 8,4%. Рост экспорта произошел в значительной степени вследствие увеличения в 2010 году мировых цен на основные экспортные статьи Казахстана (нефть и черные металлы). Так, средняя цена на нефть увеличилась на 38,8%, при этом средняя цена на ферросплавы увеличилась на 24%, стальной прокат – на 31,8%. Физический объем экспорта в 2010 году, в сравнении с 2009 годом, увеличился на 7% (натуральные объемы) –
с 152,8 млн тонн до 163,7 млн тонн. Натуральный объем импорта в 2010 году, по сравнению с 2009 годом, также увеличился на 2,7% –
с 33,7 млн тонн до 38 млн тонн.
По словам г-жи Айтжановой, за истекший год качественного изменения ни в структуре экспорта, ни в структуре импорта не произошло. Так, на долю
топливно-энергетических товаров приходится 69,8% экспорта, или $41,8 млрд, металлов и изделий из них – 13,5%, или на сумму $8,1 млрд, продукции химической отрасли – 5,1% от общего объема нашего экспорта, или $3 млрд. При этом основными статьями импорта в 2010 году традиционно являются готовые товары, а именно: нефтепродукты, машины и оборудование, продовольственные товары, изделия из черных металлов, электрические машины.
В целом не изменилась и география внешней торговли Казахстана, произошло незначительное перераспределение долей основных торговых
партнеров Казахстана в общем объеме торговли. В 2010 году основными торговыми партнерами Казахстана стали 27 стран – членов Европейского союза, Россия и Китай, а основными покупателями казахстанских товаров – страны ЕС. На них приходится 51,4% экспорта, или $30,8 млрд, на Китай – 16,9%, или $10,1 млрд, на Россию – 9%, или $5,4 млрд. Поставки товаров в Казахстан осуществляются из России – 39%, стран ЕС – 23,5% и Китая – 12,9%.
Товарооборот Казахстана с Россией и Беларусью в 2010 году увеличился на 40,3%, или на $5,2 млрд, и составил $18,1 млрд
«Изменений в структуре экспорта и импорта со странами Таможенного союза не наблюдается. Так, в страны ТС Казахстан традиционно поставляет нефть и нефтепродукты, другие виды полезных ископаемых, металлы и изделия из них, товары химической промышленности. Вместе с тем следует отметить рост экспорта продукции мукомольной промышленности на 164,2%, кондитерских изделий – на 50,9%, а также аккумуляторов, телевизоров и конденсаторов тока – на 40,1%», – резюмировала министр экономической интеграции.