На месторождениях Каражанбас и Жанаозен вот уже третью неделю идут забастовки. Требования просты: не вмешиваться в дела профсоюза, обеспечить выплату зарплаты и социальные гарантии. Но, несмотря на массовость, успешность данной акции очень низка.
В понедельник прошла пресс-конференция с участниками забастовок на предприятиях «Каражанбасмунай» и «Озенмунайгаз». На сегодняшний день, по заявлению участников, количество бастующих достигает 8 тыс. человек. Они возмущены неисполнением ранее достигнутых договоренностей по оплате труда, а также арестом неофициального лидера – юриста проф-союза Натальи Соколовой, обвиненной в «организации несанкционированных митингов».
Напомним, что все началось 8 мая, когда рабочие АО «Каражанбасмунай» и связанных сервисных компаний начали голодовку с требованием не вмешиваться в деятельность проф-союза, увеличить заработные платы и обеспечить социальные гарантии. Более 700 работников компании 16 мая прекратили работу и покинули рабочие места, для того чтобы принять участие в несанкционированной забастовке.
В период с 16 по 24 мая 22 работника производственных структурных подразделений «Озенмунайгаза» подали заявления о проведении голодовки, состоящее из шести требований к местным органам власти, а также к руководству компании. 26 мая 10 работников начали голодовку, расположившись в своих личных автомашинах. 250 работников не вышли на работу в поддержку объявивших голодовку нефтяников. Как выяснилось, акции на месторождении Жанаозен проводились в поддержку бастующих Каражанбаса, а также с требованиями реализации договоренностей, установленных в результате прошлой забастовки. Но, скорее всего, участники вряд ли добьются хотя бы частичного принятия условий.
Юридической поддержки у бастующих нет. Решением Тупкараганского районного суда Мангистауской области от 20 мая забастовка работников «Каражанбасмунай» признана незаконной. В Жанаозене суд рассмотрел требования голодовки 16 мая и 24 мая 2011 года и вынес решение, согласно которому, все выдвинутые требования признаны необоснованными и незаконными.
Возможности доказательства невыполнения ранее установленных договоренностей у бастующих также нет. «Каражанбасмунай» заверила, что компания ежегодно производит повышение фонда оплаты труда, за исключением кризисного 2009 года. При инфляции за четыре года в 52,7% повышение заработных плат работникам АО «Каражанбасмунай» произошло в диапазоне от 59,5 до 90,1%. При том, что выплаты сверх зарплаты, например, за ночную смену, производятся без перебоев.
Бастующие же ссылаются на отраслевой договор, устанавливающий коэффициенты, который якобы скрывался от них со дня подписания в 2008 году между руководством компании и «посаженным» председателем профсоюза Ербосыном Косархановым. Он был опубликован лишь недавно, что и вызвало недовольство. Нелегитимность же последнего пока не доказана. Тем временем, РД КМГ уже заявила о готовности к переговорам.
На прошлой неделе АО «Каражанбасмунай» заявило, что ущерб от незаконной забастовки работников оценивается на сумму свыше 240 млн тенге (около $1,6 млн). Сегодня можно говорить о, как минимум, удвоении данной суммы. В пятницу опубликована оценка РД КМГ. Так, за каждый день забастовок компания теряет 2 тыс. тонн нефти в сутки (при текущих ценах на нефть данный объем можно оценить в, как минимум, $500 тыс. упущенной прибыли).
Если не будет вмешательства со стороны представителей высшей власти, то можно ожидать разрешения конфликта в пользу компаний, так как лидеры бастующих «Каражанбасмуная» и «Озенмунайгаза» не смогли за время прошлых забастовок полностью отстоять свои требования и обеспечить их осуществление. Тем не менее, если руководство компаний не позаботится об эффективном урегулировании данного положения, то забастовки, а вслед за ними и экономические потери, могут повториться в будущем.
За что борютсяФонд оплаты труда высчитывается как минимальная установленная заработная плата, умноженная на коэффициенты: тарифный коэффициент, районный коэффициент, территориальный коэффициент, коэффициент дополнительной зарплаты. Все коэффициенты отражаются в отраслевом договоре, подписанном между представителями компании и работников. Таким образом, снижение коэффициентов влечет за собой снижение фактической зарплаты. Бастующие выступают за их пересмотр и соблюдение.