Долю ConocoPhillips в случае выхода из проекта по разработке супергигантского месторождения Кашаган может выкупить государство. Но, скорее всего, ее получит российская «Лукойл». Если тренд продолжится, западные компании могут смениться китайскими.
В понедельник генеральный директор АО «Разведка Добыча «КазМунайГаз» (РД КМГ) Аскар Балжанов заявил о возможности реализации права приоритетного выкупа доли ConocoPhillips в проекте Кашаган Казахстаном. Ранее комментарии по поводу возможного выхода из консорциума американской ConocoPhillips (доля 8,41%) не давались.
«Если та цена, по которой продающая компания договорилась с кем-либо о сделке, устраивает государство, то государство может выкупить продаваемую долю, но по той цене, по которой достигнута договоренность», – добавил глава компании. Возможно, такая сделка уже существует.
В отчете российской вертикально-интегрированной компании (ВИНК) «Лукойл» за I квартал по US GAAP упоминается об авансовом платеже на $1,76 млрд. Это было обозначено как «потенциальное приобретение определенных добывающих активов за рубежом».
Сейчас зарубежные проекты – это около 10% общих запасов «Лукойла» (1,76 млрд баррелей нефтяного эквивалента) и 4% добычи нефти (3,46 млн тонн), которые обеспечиваются в основном казахстанскими активами. Ранее президент компании Вагит Алекперов заявлял, что Казахстан является стратегическим рынком для вложений. Так, в конце 2009 года за $1,6 млрд ВИНК купил у ВР долю в Lukarco B. V., один из активов которой – 5% «Тенгизшевройла» (или 1,3 млн тонн добычи). Также на паритетной основе ВИНК разрабатывает месторождение Кумколь.
«Мы склонны рассматривать вероятность вхождения «Лукойла» в Кашаган как высокую», – говорит аналитик по нефтегазовому сектору ЗАО «Алор Инвест» Дмитрий Лютягин. «Полагаем, что это мог быть платеж за долю в 8,4% в казахстанском проекте, и, более вероятно, за возможность участия во второй фазе проекта». Также российские проекты ВИНК на Каспии находятся недалеко. Что касается стоимости доли, то исходя из запасов месторождения в 4,8 млрд тонн, долю в 8,4% в Кашагане аналитик оценивает в $1,8–2,8 млрд
Оценка очень неоднозначна, поскольку начало работ по проекту уже довольно давно переносится, говорит начальник отдела аналитических исследований ИГ «Универ» Дмитрий Александров. Он оценивает долю Conoco в диапазоне $990–1100 млн. Это вызвано тем, что сам бизнес пока находится в инвестиционной стадии – при выходе на добычу доля будет стоить в 1,5–3 раза дороже – в зависимости от конъюнктуры. В принципе, первый этап проекта потребует около $36 млрд затрат, а всего запланировано более $135 млрд, но эти цифры, замечает аналитик, ещё будут уточняться по ходу реализации.
Возможность того, что данные средства были направлены на покупки меньшего масштаба, аналитики оценивают низко. Так, по мнению Александрова, покупки целых месторождений маловероятны и, скорее, можно говорить о приобретении долей в нескольких проектах или получении права работ на небольших участках недр в составе более крупных провинций. По мнению Лютягина, если бы «Лукойл» начинал новые проекты, это должно было стоить меньше, так как более мелкие объекты недропользования несут в себе и большие риски, и больший масштаб удельных расходов. Для иностранных компаний перспективными являются те нефтяные объекты Казахстана, которые реализуются на условиях государственно-частного партнерства, то есть Кашаган в целом вполне удовлетворяет такому критерию.
На фоне данных сделок остается незамеченным тревожный факт – западные компании стремительно снижают активность по проекту. Так, ранее стало известно, что Shell Development Kashagan, подразделение Royal Dutch Shell, отвечающее за проектирование и разработку проекта, было упразднено. Таким образом, под вопрос (вместе с ConocoPhillips) становится доля в 23,2%, что может означать срыв крупнейшего проекта Казахстана.
Недавно консорциум предложил новый подход к разработке месторождения, что отодвигает сроки вывода Кашагана на проектную мощность. Подобный подход не устраивает власти Казахстана, заинтересованные в скорейшем росте объемов нефтедобычи. Изначально коммерческая добыча нефти на Кашагане планировалась еще в 2008 году. Сейчас речь идет о 2012–2013 годах.
«Сроки вывода Кашагана на проектную мощность могут быть сдвинуты на 2021 год», – говорит ведущий эксперт «Инжиниринговой компании «2К» Сергей Воскресенский. Перенос сроков на 4–5 лет даже по такому масштабному проекту как Кашаган – это очень серьезные просчеты, поведение западных инвесторов говорит об отсутствии согласованной позиции по проекту освоения Кашагана. Принимая во внимание, что сроки вывода месторождения на проектную мощность переносятся уже далеко не в первый раз, можно сделать вывод о неэффективности управления проектом.
Естественно, что в этом виноваты как инвесторы, так и власти Казахстана. В последние годы инвестиционный климат в стране серьезно изменился. Инвесторам приходится подстраиваться под новые правила, что не всегда получается. В результате возникают проблемы с реализаций крупных проектов.
«Если переговоры относительно дальнейшей разработки Кашагана между консорциумом и властями Казахстана зайдут в тупик, не исключено, что некоторые участники проекта захотят выйти из Кашагана», – говорит эксперт. «Наиболее вероятной альтернативой им, скорее всего, станут китайские компании, которые уже давно работают в Казахстане».
«Лукойл»Международная вертикально интегрированная неф-тегазовая компания. На начало 2010 года доказанные запасы нефти компании составляли 13 696 млн баррелей, доказанные запасы газа – 647 млрд куб. м, что в совокупности составляет 17 504 млн баррелей нефтяного эквивалента.
Основным регионом нефтедобычи компании является Западная Сибирь. Также реализует проекты по разведке и добыче за рубежом, в том числе в Казахстане.
В 2009 году на НПЗ компании было переработано 62,70 млн тонн нефти. Также имеет активы в тепло- и электроэнергетическом комплексе России и за рубежом. Представлена в 26 странах мира.
За I квартал выручка составила $29,6 млрд, EBITDA – $5,34 млрд, чистая прибыль – $3,52 млрд
Кашаганский проектАкционерами NCOC являются Agip Caspian Sea B.V. (16,81%), KMG Kashagan B.V.(16,81%), Conocophillips North Caspian Ltd. (8,4%), ExxonMobil Kazakhstan Inc. (16,81%), Inpex North Caspian Sea Ltd. (7,56%), Shell Kazakhstan Development B.V. (16,81%) и Total E&P Kazakhstan (16,81%).
Согласно СРП, в контрактную территорию буровых работ консорциума входят четыре нефтеносные структуры: Кашаган, Каламкас, Актоты, Кайран. Эти структуры состоят из 11 морских блоков, занимающих территорию примерно в 5,6 тыс. кв. км. Извлекаемые запасы нефти Кашагана оцениваются NCOC в 11 млрд баррелей, а общие геологические запасы сырья этой нефтеносной структуры – в 35 млрд баррелей.
К концу 2009 года на Кашагане были выполнены все основные этапы работ на морском и наземном комплексах, которые были согласованы с Казахстаном на 2009 год, с целью обеспечения начала добычи в конце 2012 года.