Инициатива «снизу»
На открывшейся в минувшие выходные 54-й Венецианской Биеннале современного искусства в четвертый раз начинает свою работу Центральноазиатский павильон, в котором выставляются художники из Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана. Присутствие казахстанской стороны на самой престижной площадке, предназначенной для демонстрации художественного авангарда, которая является мощным инструментом брендирования страны, и в этот раз обходится без участия государства.
История участия Центральноазиатского павильона в Венеции начинается с 2005 года. Тогда присутствие на крупнейшем в мире арт-смотре художников из Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана стало настоящим событием. Хотя до этого художники и совершали единичные «вылазки» на Запад, увидеть современное искусство нашего региона в таком масштабе можно было впервые. Выставка называлась: «Искусство Центральной Азии: актуальный архив» и включала наиболее весомые достижения наших художников за последние 15 лет.
Удивительно то, что присутствие на биеннале было достигнуто исключительно благодаря усилиям художественной общественности этих трех стран. К слову, весь немалый бюджет павильона был оплачен кыргызской предпринимательницей Чурек Джамгерчиновой. Работа Центральноазиатского павильона в последующих биеннале, да и на этой тоже, была профинансирована Международным фондом ХИВОС. Традиционно же проекты национальных павильонов поддерживаются Минкультом, а ведущие европейские страны плюс США и Россия содержат павильоны, которые являются собственностью государства и всегда используются для биеннале.
В этом году Центрально-
азиатский павильон впервые расположился в Палаццо Малипьеро, ранее здесь традиционно находились залы Ирана и Эстонии. Сейчас выставляются работы 11 художников. Четверо из них – казахстанцы: Ербосын Мельдибеков, Саид Атабеков и творческий тандем – Галима Маданова и Зауреш Терекбай. Ербосын Мельдибеков приезжает в Венецию во второй раз, остальные – впервые.
Основная тема Центрально-
азиатского павильона обозначена кураторами: Оксаной Шаталовой из Казахстана, Георгием Мамедовым из Таджикистана и Борисом Чуховичем из Канады – как «Lingua franca», то есть франк тили (или тiлi). Lingua franca называли всеобщим языком торговли и дипотношений средиземноморских стран в средние века. Представленные в павильоне работы исследуют международный язык искусства, проводя параллели с Lingua franca, который, несмотря на свою универсальность, оставался языком чужаков.
В дополнительную программу включен просмотр документального фильма «Пустыня запрещенного искусства», повествующего об уникальной коллекции музея Савицкого в узбекском городе Нукус. Ее признают второй в мире по значимости и объему среди коллекций произведений русского авангарда, а также лучшей художественной коллекцией в Азиатском регионе.
Первый куратор Центральноазиатского павильона – Виктор Мизиано, известный как радикальный российский куратор, во многом определивший художественную ситуацию 1990-х годов, говорил, что присутствие страны на биеннале можно назвать состоявшимся после трех лет участия. Центральноазиатский павильон проходит уже четвертый раз, и какими будут перспективы его развития – пока неизвестно. Художники, высказывающие робкие предложения за отделение Казахстана в отдельный павильон, боятся оказаться «между молотом и наковальней». Привлечение государственных субсидий непременно повлечет за собой отбор работ соответствующими институциями. Сомнительно, что он окажется квалифицированным. С другой стороны, и без того маргинализированное казахстанское арт-сообщество может еще больше «уйти в себя». Возможно, насовсем.