Картину Репина купили
В понедельник в рамках первой сессии аукциона русского искусства Christie’s в Лондоне шедевр Ильи Репина «Парижское кафе» продан за $7,3832 млн
Эстимейт произведения составлял рекордные 3–5 млн фунтов стерлингов. Полотно побило рекорд стоимости произведений русской живописи, проданных в рамках русских торгов, проводимых международными аукционными домами. Установлен новый рекорд стоимости работ Ильи Репина на аукционах. Написанная в 1875 году картина «Парижское кафе» выставлялась в парижском Салоне, а ее репродукции довольно часто встречаются в монографиях, посвященных творчеству Репина. Как сообщила «Къ» Елена Курбацкая, представитель Christie’s в России и СНГ, картина находилась в семье потомков шведского коллекционера, который был лично знаком с художником. Работа была приобретена в 1916 году прадедом настоящего владельца. С того момента полотно на рынке появилось впервые. Борьба за лот велась между двумя покупателями из зала и одним покупателем по телефону, в результате победной стала ставка покупателя по телефону, который пожелал остаться неизвестным.
Нетипичная с сюжетной точки зрения для Репина, знаменитого в то время преимущественно благодаря полотнам на традиционно русские темы, картина «Парижское кафе» представляет собой решительный поворот в его стремительно набиравшей силу карьере. Она была написана во время пребывания Репина в Париже в 1873–76 годах в качестве стипендиата от Академии художеств и выставлялась в парижском Салоне в 1875 году. Для молодого Репина, которому довелось познакомиться с художественными чудесами Европы и космополитичным образом жизни французской столицы, это было время творческих исканий. Работая над традиционно русскими сюжетами, такими как «Садко в подводном царстве» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), он одновременно поражал русских коллег тем, что под влиянием современного французского искусства переключал свое внимание с подобных тем на экспериментаторские поиски.
Законченная работа была выставлена в апреле-мае 1875 года под названием «Кафе на бульваре» и вызвала горячие споры между Репиным и его главными наставниками – Владимиром Стасовым и Иваном Крамским. Репин защищал свое право на свободу в творчестве, тогда как его оппоненты стремились привязать художника к сугубо русскому материалу и вернуть ему ими же созданный образ enfant terrible критического реализма, который закрепился за Репиным вслед за успехом и славой, последовавшими после «Бурлаков на Волге» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, 1870–73). Несмотря на все опасения, сейчас, оглядываясь назад, мы можем признать «Парижское кафе» одной из наиболее дерзких работ Репина, созвучных своему времени. Благодаря таким работам его творчество смело и решительно достигло того уровня космополитизма, который был характерен для Парижа конца IXX века.
Как по сюжету, так и по сочности живописной трактовки, «Парижское кафе», несомненно, позволяет провести параллель, с одной стороны, между Репиным и импрессионистами, многие из которых по-прежнему собирались под знамена реализма, а с другой стороны, с их другом и первопроходцем Эдуардом Мане. «Парижское кафе» предвосхитило появление многочисленных групповых портретов, на которых изображались горожане, собравшиеся пообщаться в барах или кафе, – это такие иконы импрессионизма, как картина «Бал в ле Мулен де ла Галет» Ренуара, написанная в 1876 году, через год после того как «Парижское кафе» было выставлено в Салоне; его же «Завтрак лодочников» 1881 года или полотно Мане «Бар в Фоли-Берже», написанное годом позже.
Помимо этого, на аукционе побит предыдущий рекорд ($48,812) работ Ильи Репина на бумаге – новый рекорд стоимости 109,250 фунтов ($178,405) установлен на рисунок «Эскиз к «Парижскому кафе»: стоящий господин и Жан-Леон Жером». Три отдельных рисунка к «Парижскому кафе» в общей сложности ушли с молотка за 187,750 фунтов ($306,595). Отдельный альбом, состоящий из порядка 120 рисунков, продан за сумму 253,250 фунтов ($178,405).
Это были завершающие торги русского искусства в этом сезоне. Следующий аукцион пройдет в ноябре этого года в Лондоне.
Женский образВ начале ХХ века женский образ, который был переписан Репиным, выглядел скорее жертвой общества, чем самоуверенной и беззастенчивой «кокоткой». В 1936 году, после рентгеновского исследования полотна, были проведены реставрационные работы в Стокгольме, в результате чего проявился нынешний облик героини. Почему Репин решил изменить образ, остается тайной – возможно, он хотел повысить коммерческую привлекательность картины, поменяв центральную тему с рискованной на более приемлемую для общества.