Новости

Фактор риска

Минувший кризис существенно подкорректировал ссудные возможности отечественных кредитных институтов. В посткризисный период казахстанские банки ужесточили кредитную политику и сократили объемы кредитования. В итоге в отечественном бизнесе возникла потребность в дополнительных источниках финансирования для пополнения оборотного капитала. Факторинг мог бы стать тем ключевым элементом, который поможет предпринимателям пополнить оборотные счета за короткие сроки и по приемлемым условиям.

Минувший кризис существенно подкорректировал ссудные возможности отечественных кредитных институтов. В посткризисный период казахстанские банки ужесточили кредитную политику и сократили объемы кредитования. В итоге в отечественном бизнесе возникла потребность в дополнительных источниках финансирования для пополнения оборотного капитала. Факторинг мог бы стать тем ключевым элементом, который поможет предпринимателям пополнить оборотные счета за короткие сроки и по приемлемым условиям.

Факторинг как финансовый инструмент для бизнеса начал свое становление в Казахстане не так давно. Данный вид операции предусматривает инкассацию дебиторской задолженности клиента, кредитование и гарантию от валютных и кредитных рисков. Практика показала, что факторинг зарекомендовал себя как эффективный инструмент для финансирования малого и среднего бизнеса. По оценкам экспертов International Factors Group, объем казахстанского рынка факторинга можно оценить в $2 млрд. Услуги факторинга предполагают быстрое получение большей части платежа по задолженности, снижение расходов по ведению счетов, улучшение контроля дебиторской задолженности. При этом факторинговая структура (банк или компания) играет роль кредитного менеджера, управляя рисками по данной услуге, учету и инкассации кредиторской задолженности и контролю над платежной схемой должника.

К сожалению, пока казахстанский рынок факторинга отстает от российского. По данным Российской ассоциации факторинговых компаний, оборот российского рынка факторинга по итогам I квартала 2011 года составил 158 млрд рублей, в этот период факторингом воспользовались около 3 500 компаний. Российские факторы профинансировали товарооборот на сумму 127 млрд рублей, свыше 800 тыс. поставок товаров и услуг осуществлялись с использованием факторинга. В Казахстане Национальный банк не регулирует данный вид деятельности, крайне сложно получить отчетные данные по факторингу по банкам второго уровня, поскольку размеры факторинговых портфелей не декларируются.

На сегодняшний день специализированными компаниями, которые предоставляют весь спектр факторинговых услуг на рынке Казахстана, можно выделить ТОО «KazCommerce Factor», ТОО «Кредитное товарищество «Национальная Факторинговая Компания», Казахстанская Факторинговая Группа на западе Казахстана и ТОО «First Factoring Company». Ряд отечественных банков также предоставляет факторинговые услуги корпоративным клиентам по линии кредитных операций – «БТА», «АТФБанк», «Банк ЦентрКредит», «Темiрбанк», «Альянс Банк». Оте-чественные банки разработали соответствующие факторинговые продукты: открытый факторинг с регрессом, закрытый факторинг с регрессом и открытый факторинг без регресса.
Однако лишь часть казахстанских банков готова к такому виду финансирования. Так, «Банк ЦентрКредит» предъявляет серьезные требования к своим клиентам по факторингу по сроку деятельности, условиям оплаты по контрактам. Лейла Битабарова, начальник управления и развития банковских продуктов департамента корпоративных финансов «Банка ЦентрКредит», отмечает «Къ», что задолженность по факторинговым операциям на 1 января 2010 года составила 2,2 млрд тенге. «Основными проблемами, с которыми столкнулся факторинг в Казахстане, являются слабая осведомленность бизнеса о наличии такого продукта и незначительное количество компаний, чья платежеспособность не вызывает сомнения. В результате основными должниками по факторинговым операциям являются государственные компании, с которыми крайне сложно заключить дополнительные соглашения», – резюмирует г-жа Битабарова.

Некоторые банки рассматривают факторинг как рискованный инструмент вложений, поскольку залог представлен в виде дебиторской задолженности, которая не всегда имеет большую стоимость. Топ-менеджмент банка видит залоговый актив как фактор снижения риска, и порой он более ценен, нежели наличие требования к оплате. Факторинг является конкурирующим на фоне того же овердрафта и прочих банковских инструментов, которые приносят неплохой доход. Есть и другое различие в факторинге и срочном займе: кредит лимитирован на основе платежеспособности заемщика, при факторинге лимит устанавливается по платежеспособности дебиторов. Если сумма кредита фиксирована, то в факторинге лимит финансирования увеличивается вместе с ростом объемов продаж.

Нуржан Байбалиев, начальник управления региональной координации МСБ департамента малого и среднего бизнеса «Альянс Банка», сказал «Къ» следующее: «По факторингу наш банк финансирует только качественную дебиторскую задолженность. Нужно признать, что спросом он не пользуется, о чем свидетельствует и статистика банка – за 2010 год проходила только одна факторинговая сделка на сумму 50 млн тенге. Необходимо отметить отсутствие стабильных и надежных контрагентов/дебиторов, что, в свою очередь, может повлечь в будущем риск возникновения сомнительной дебиторской задолженности».

Практически все банки, занимающиеся факторингом, признают, что основной причиной слабости факторинговых позиций является недоверие предпринимателей к данному виду инструментов, а также отсутствие существенной поддержки государства. Именно государственное регулирование способно дать толчок для дальнейшего развития факторинга на финансовом рынке Казахстана.
Бахтияр Ильясов, директор департамента корпоративного бизнеса АО «Темiрбанк», констатирует «Къ», что в настоящее время «Темiрбанк» оказывает факторинговые услуги неактивно. «Это связано с общей стагнацией рынка вследствие экономического кризиса, а также с тем, что факторинг – довольно высокорисковой инструмент, так как он не предполагает залогового обеспечения, что для большинства банков неприемлемо. При этом, должен сказать, мы придерживаемся творческого подхода к развитию бизнеса и находимся в постоянном поиске новых идей, способствующих совершенствованию факторинга как инструмента».

Как заявил «Къ» Жомарт Есентугелов, председатель правления ТОО «First Factoring Company», «в отличие от стандартного овердрафта, факторинговое финансирование привязано не к календарным срокам, а непосредственно к срокам сделки – факторинг возникает ровно в момент поставки товара и погашается ровно в момент оплаты за товар. Учитывая возможность получения денег в оборот сразу и снижение риска неплатежей со стороны дебиторов, факторинг приносит ощутимую пользу на фоне стандартного коммерческого кредита».

Г-н Есентугелов также акцентировал внимание на необходимости пропаганды преимуществ факторингового финансирования в предпринимательской среде, для которой пока факторинг как инструмент остается непонятным. Он считает, что рост факторинга зависит от повышения образованности менеджмента предприятий, стабильной обстановки в стране, фиксирования торговыми сетями и предприятиями все более длительной отсрочки.
Напомним, что у казахстанских участников этого рынка срок финансирования варьируется от 14 до 90 дней. Срок непосредственно факторинга – до 6 месяцев, залоговым обеспечением в данном случае выступает уступленная дебиторская задолженность, а сам факторинг отражается в финансовой отчетности как погашенная дебиторская задолженность.