С марта 2010 года Берик Отемурат занимает руководящий пост в одном из крупнейших банков страны – БТА Банке, в рестуктуризации которого он принимал самое активное участие. Ранее он являлся одним из топ-менеджеров Банка Развития Казахстана, и возглавлял департамент корпоративных финансов Фонда «Самрук-Казына». Карьера будущего топ-менеджера после выпуска из КИМЭП в 2003 году началась с аудиторского отдела компании Ernst&Young.
– Расскажите, пожалуйста, какими критериями вы руководствовались при выборе вуза и специальности?
– Я окончил специализированную школу с экономическим уклоном. Поколения наших родителей мечтали поступить, скажем, на физико-математический факультет МГУ, чтобы стать физиками-ядерщиками. В мое же время, в конце 90-х, молодежь отдавала предпочтение профессии банкира, юриста и финансиста. Но я не следовал слепо тенденциям того времени, имея хорошее представление о финансах со школы, выбор был осознанным, и что самое важное, это направление мне нравилось. Тогда, в 1999 году, я поступил в один иностранный вуз, в КИМЭП и КазЭУ им. Т.Рыскулова. КИМЭП в тот год только запустил новую и уникальную программу бакалавриата по деловому администрированию на английском языке. При сдаче экзаменов я встретил знакомых среди абитуриентов, поговорив и осмотревшись я понял, что эта атмосфера мне нравится и я хочу здесь провести студенческую жизнь.
– Вы были из той категории студентов, которые сутки напролет проводят время в библиотеке или предпочитали вести более активную общественную жизнь?
– Несмотря на то, что я окончил КИМЭП с отличием, сложно сказать, что я посвящал учебе много времени. Помимо посещения лекций, у меня всегда оставалось время на то, чтобы сделать жизнь студентов более интересной, при этом я еще успевал работать. С третьего курса я жил на кампусе института и примерно тогда же началась моя активная социальная жизнь, ставшая дополнением к постоянной трудовой практике на производстве, которую я в обязательном порядке проходил с первых дней обучения. Все летние каникулы в течение 3-х лет я по контракту работал по специальности на месторождении Тенгиз, где порой приходилось выходить в ночную смену по 14 часов и без выходных. Это позволило мне самостоятельно оплачивать свое обучение, и кроме того, оставались деньги на карманные расходы. На старших курсах кроме part-time работы в USAID, я также был Residential assistant в общежитии КИМЭП, помощником преподавателя для студентов младших курсов, волонтером в одной из средних школ и главным редактором нашей студенческой англоязычной газеты KIMEP Times. Помнится, мы на велосипедах развозили свежие выпуски газет по компаниям, где работали наши выпускники, не знаю, существует ли такая практика по сей день.
Это было очень интересное время, когда нам казалось, что весь мир с его возможностями лежал перед нами и нам оставалось только понять, как ими пользоваться. Я помню, как еще в стенах вуза приобрел первый предпринимательский опыт. Заказал по интернету из Америки целую партию финансовых калькуляторов для студентов – за такой на экзаменах все что угодно отдашь, а в стране их тогда еще не продавали. Деньги на заказ порядка 60-ти калькуляторов собрал в основном у студентов в виде аванса, и на вырученную прибыль купил себе костюм на выпускной бал.
– Значит, понятие «золотые студенческие годы» Вам знакомо.
– Еще как. На старших курсах мы с друзьями решили создать студенческое правительство, и меня путем онлайн голосования студенты выбрали в качестве первого президента. Тогда мы прописали свою конституцию, начали решать актуальные вопросы для студенческого сообщества с администрацией КИМЭП. К примеру, в начале мы добились того, чтобы в общежитии нам поставили стиральные машины, микроволновые печи и телевизоры, что было новшеством для того времени. После этого мы осознали, что имеем реальную силу и что идея студенческого правительства может эффективно работать в интересах студентов. Помню, тогда наши друзья из других университетов приходили к нам стираться и были в восторге от удобств, предоставленных студентам. Тогда же при поддержке декана мы создали студенческий суд, на котором студенты с юридическим образованием проводили слушания по делам нерадивых студентов и выносили различные решения с дисциплинарными мерами, такими как, например, работа в библиотеке. Помимо прочего, решались другие проблемные вопросы с администрацией института.
Спустя несколько лет после выпуска я приходил в КИМЭП, чтобы поделиться своим опытом работы в студенческом правительстве с теми, кто пришел к нам на смену. Многое с тех пор изменилось, но главное, что должны понимать студенты любого вуза – они могут и должны быть движущей силой перемен и инноваций, должны активно участвовать в управлении институтом и при решении важных вопросов, поскольку в сухом остатке они являются клиентами, т.е. потребителями образовательных услуг, за которые платятся немалые деньги. Это, конечно же, не означает, что можно «заказывать музыку», но и оставаться безразличным тоже нельзя, ведь высшие учебные заведения призваны воспитывать людей, которые должны вести общество к прогрессу.
– Вы можете сказать, что общественная работа помогла Вам развить ваши лидерские качества?
– Конечно, мне очень помогли навыки, которые я приобрел при управлении студенческой газетой и правительством. Я считаю, что личность человека формируется в основном в студенческие годы и очень важно, в какой среде она строится. В КИМЭП у меня было много друзей даже среди преподавателей, с которыми за чашкой кофе можно было обсудить, как улучшить студенческую жизнь или как развивать правительство. Такой тесной связи студентов с предподавателями позавидует любой зарубежный вуз, не то что казахстанский. Я до сих пор помню девиз КИМЭП – «Образование, меняющее общество», и в моем понимании речь идет не столько об академическом образовании, а о целом поколении профессионалов, которое обладает хорошей базой знаний и прекрасно владеет английским языком, имеет новый склад ума, и совершенно по новому относится к процессу обучения и личностного развития. Быть отличником – это, конечно, хорошо, но нужно понимать, что огромная часть профессионального успеха человека зависит от его личных качеств и навыков, которые нарабатываются вне аудитории. Поэтому я советую всем нынешним студентам активно вовлекаться в социальную жизнь, проходить практику и начинать работать еще во время учебы, даже на ранних курсах. Кроме того, во время такой трудовой практики налаживаются профессиональные контакты, которые рано или поздно приведут талантливого выпускника к своему работодателю.
– То есть Вы советуете совмещать теоретические знания с их практическим применением?
– Несомненно. Причем, делать это нужно не только во время трудовой практики. Ведь у студентов КИМЭП есть отличная возможность общаться с реальными профессионалами и топ-менеджерами, которые рады поделиться своим опытом. Помню, в свое время к нам приходил на гостевую лекцию по макроэкономике Григорий Марченко, будучи председателем Нацбанка. Когда он рассказывал о каких-то практических моментах профессии, и о применении экономических принципов непосредственно в реализации денежно-кредитной политики страны, мы начинали лучше понимать, для чего нужны на первый взгляд скучные теоретические знания. Кроме того, у нас преподавали иностранные профессора с опытом в бизнесе, которые начинали лекцию с case-study из собственного опыта – это все было очень увлекательно и интересно.
Сейчас, когда я провожу собеседования на работу, после нескольких простых вопросов по профессии я стараюсь определить, есть ли у кандидата огонек в глазах и стремление учиться. И это порой бывает важнее опыта и даже самого лучшего образования. Ведь финансы – это не такая точная наука, в которой важнее всего знать формулы и правила, здесь нужно уметь мыслить, размышлять и гореть делом.
– Скажите, Вы поддерживаете связь с однокурсниками? Следите за их профессиональной жизнью?
– Многих я вижу по работе или встречаюсь на мероприятиях, с самыми близкими друзьями студенчества общаемся и по сей день. Многие из них занимают руководящие посты, некоторые после нескольких лет работы решили продолжить образование за рубежом. Многие из них говорят, что по сути уровень преподавания, программа и учебные материалы в лучших иностранных университетах мало отличаются от того, что они изучали в КИМЭП. Я тоже в ближайшие пять лет хочу поступить на программу MBA. Правда, я пока не думал о конкретном направлении и универститете, для меня намного важнее – конкурентная среда. Когда ты учишься в компании умных, разных и креативных людей с богатым опытом работы, то процесс учебы становится намного интереснее. Многие западные университеты, и некоторые отечественные, при приеме на учебу студентов, в первую очередь, рассматривают не только их оценки, а анализируют эссе и проводят собеседования, чтобы понять мотивацию, личностные характеристики человека и его потенциальный вклад в развитие студенческого сообщества. Поэтому, думаю, поступить во многие элитные университеты мира намного сложнее, чем учиться там. Когда же эти лучшие из лучших начинают учиться вместе, здоровая конкуренция рождает по-настоящему качественное образование, как говорится, вкус блюда зависит как от способа его приготовления, так и от качества ингридиентов.