Холдинг ENRC оказался ввергнутым в управленческий кризис, — сообщает служба Radio Free Europe со ссылкой на Financial Times и The Telegraph.
Так, решение об увольнении двух независимых директоров ENRC — Ричарда Сайкса и Кена Олиса, всколыхнуло британские финансовые круги.
Ричард Сайкс, бывший председатель фармацевтической группы GlaxoSmithKline, ректор Имперского колледжа Лондона, ранее играл ключевую роль в убеждении небольших инвесторов в том, что ENRC будет строго следовать правилам управления компаний, принятым в лондонском Сити.
Британские правила управления основываются на принципе подотчетности директоров акционерам, однако они оказались бессильны перед противоречивым поведением самих акционеров, пишет издание Financial Times, добавляя, что Кен Олиса назвал свое увольнение «еще более советским».
14 июня последовал неожиданный уход Рандала Баркера, главного юридического советника ENRC, находившегося в компании с 2008 года, — сообщает английская газета Telegraph. Его уход совпал с публикациями в прессе о возможной сделке размером в 12 млрд фунтов стерлингов с корпорацией Glencore.
Как пишет The Telegraph, несмотря на владение большим пакетом акций, Александру Машкевичу, Патоху Шодиеву и Алиджану Ибрагимову было отказано в возможности непосредственного участия в совете директоров — в связи с сомнениями в методах управления, использованных ими в прошлом.
Кроме того, в Бельгии до сих пор не завершилось расследование против них, начатое еще в 1995 году, по обвинению в отмывании денег. Все трое категорически отвергают свою причастность к этим предполагаемым действиям.
Ранее Машкевич выражал желание занять должность председателя, однако Morgan Stanley и Deutsche Bank посоветовали отказаться от этой мысли — в связи с бельгийским делом. Машкевич, Шодиев и Ибрагимов подписали «соглашение об отношениях», по которому они не могут вмешиваться в управление бизнесом.
Несмотря на это соглашение, имеются данные о том, что Александр Машкевич принимает активное участие в деятельности компании. Как сообщает Financial Times, «он звонит главному исполнительному директору каждый день».
ENRC стала одним из редких прецедентов, когда четверо из крупнейших акционеров не имеют возможности участвовать в непосредственном управлении компанией. Рано или поздно это должно было привести к конфликту, — отмечается в Financial Times.
Как сообщает источник, ходили слухи, что в течение последних шести месяцев в совете директоров, состоящем из 14 членов, не утихали разногласия. Но ни один из семи независимых директоров не высказывал желания уйти добровольно, вероятно, не желая расставаться с гонорарами в размере до 250 тыс. фунтов стерлингов (около $400 тыс.), — пишет Financial Times.
По словам банкира, принимавшего участие в размещении акций ENRC на бирже, «было ясно, что независимые директора еще в 2009 году знали, что они работали в недееспособном совете, однако для внешнего мира они говорили, что всё отлично».
В момент выхода на фондовую биржу ENRC было сделано исключение из общего правила, согласно которому, котирующиеся компании должны предоставить минимум 25% акций для «свободной продажи». ENRC было позволено выделить только 18%.
Как пишет издание The Telegraph, в настоящее время Управление финансовых услуг Великобритании оказалось под давлением, в связи с призывами пересмотреть размещение акций ENRC на бирже — после того, как уволенный Ричард Сайкс назвал разрешение на листинг «ошибкой».
ENRC
Eurasian Natural Resources Corporation объединяет «Казхром», «Алюминий Казахстана», Казахстанский электролизный завод, Жайремский ГОК, Соколовско-Сарбайское горнообогатительное производственное объединение, Евроазиатскую энергетическую корпорацию и др. Александр Машкевич владеет 26% акций компании, Патох Шодиев — 14,59% и Алиджан Ибрагимов — 14,59%. Правительству РК принадлежит 11,65% акций ENRC.