Вчера на острове Лидо открылся 68-й Венецианский кинофестиваль, который продлится до 10 сентября. В этом году Мостра представит сильную конкурсную программу и обещает альтернативу и Каннскому фестивалю с его глобализмом, и Берлинскому – с его политкорректностью.
Последние годы, сетуют киноэсперты, Венеции недоставало блеска. Но на этот раз в программе фестиваля имеется и несколько фильмов, ожидаемых с крайним интересом, и по красной дорожке пройдут звезды высшей категории. А по количеству экспериментальных фильмов, убеждает директор фестиваля Марко Мюллер, Мостра превзойдет Канны.
Самым ожидаемым фильмом венецианского конкурса называют «Стыд», поставленный художником Стивом Маккуином, чей режиссерский дебют «Голод» стал манифестом нового кинематографа на стыке с современным визуальным искусством. «Голод», об ирландском сопротивлении 1981 года и о смертельной голодовке Бобби Сэндса, был встречен бурными овациями на Каннском фестивале в 2008 году. Игравший в нем Майкл Фассбендер занят и в «Стыде». Маккуин дал этому красавцу роль мужчины, который не в состоянии контролировать свою сексуальность.
Похоже, что Фассбендер станет главной звездой фестиваля – помимо роли в «Стыде» он играет мастера психоанализа Юнга в новом фильме Дэвида Кроненберга «Опасный метод». Режиссер, основатель стиля «телесного ужаса» (body horror), на этот раз решил поведать историю доктора Фрейда, его коллеги Юнга и их общей пациентки, а затем и интимной подруги Сабины Шпильрейн. Существуют опасения, что прикосновение кинематографа к личности и судьбе основателя психоанализа может оказаться таким же неуклюжим, как и в ранних фильмах. Но, во-первых, Дэвид Кроненберг почти ни разу не подводил своих поклонников. Во-вторых, в образе Фрейда предстает Вигго Мортенсен. Но вот гламурная составляющая фильма в виде участия Киры Найтли в образе соратницы отцов психоанализа вновь смущает.
В венецианском конкурсе еще несколько фильмов, которые можно причислить к потенциальным фаворитам или во всяком случае к громким премьерам. Роман Полански представит на фестивале «Резню» – экранизацию пьесы Ясмины Резы. В картине речь идет о двух родительских парах, знакомящихся после драки их сыновей и пытающихся соперничать в воспитательных мерах. Звездный квартет из Кейт Уинслет, Кристофа Вальца, Джоди Фостер и Джона Си Райли, возможно, поможет Полански завоевать венецианского «Золотого льва», которого не хватает в его коллекции из высших наград Каннского и Берлинского фестивалей.
Из числа ветеранов кинематографа Венецию посетит ее пятикратный участник Филипп Гаррель. В драме с неожиданно коммерческим названием «Жаркое лето» он поведает любовную историю актрисы и художника. «Смутный гений французского кино», обычно презирающий звезд, в новом фильме сделал исключение для Моники Беллуччи и для своего сына Луи Гарреля, играющих влюбленных.
Венецианский фестиваль не претендует на глобализм Каннского: на нем не будет космогонии Терренса Малика и Ларса фон Триера. Единственное исключение сделано для классика Абеля Феррары, который увлекся апокалипсическими предсказаниями о конце света в картине «4:44 – Последний день на Земле».
Непредсказуемыми, скорее, могут стать ленты не заслуженных мастеров кино, а представителей стран, испытывающих экономический кризис, но по странной закономерности переживающих расцвет кинематографа. Например, только что победившей в Локарно Аргентины или той же Греции. Так, грек Йоргос Лантимос (автор «Клыка») привозит в Венецию «Альпы» – социальную сатиру с элементами сайенс фикшн: про компанию, которая за деньги заменяет клиентам их умерших родственников.
Несмотря на дистанцированность Мостры от политики, без политических картин на фестивале не обойтись. Фильм открытия «Мартовские иды» Джорджа Клуни повествует о конфликте американского идеализма с американским же цинизмом и о том, как они удивительным образом уживаются в драматургии президентских выборов страны номер один. «Иды» – четвертый режиссерский опыт Клуни, вновь предстанет на венецианском конкурсе, в котором уже снискала успех другая его картина «Спокойной ночи и удачи». Подход Джорджа Клуни к политике в точности отвечает запросам Венеции, не боящейся левых взглядов, но предпочитающей их вместе с интеллектуальной игрой и художественной стилизацией.
Второй фильм вчерашнего открытия – «Да здравствуют антиподы!» российского режиссера Виктора Косаковского, чьи работы давно завоевали профессиональное признание, однако так и не вырвались за рамки документального кино. В «Антиподах» речь идет точках-антиподах, соединяемых земной осью. Съемки проходили в Иркутской области, на мысе Горн, в Ботсване, в Аргентине, на Гавайях, в Шанхае и Новой Зеландии. Фильм наполнен удивительно слаженными рифмами: например, морщинистая кожа слона в Ботсване и запекшаяся лава вулкана на Гавайях.
«Да здравствуют антиподы!» – одна из множества российских картин, представленных в этом году на фестивале. Венеция за последние годы шире, чем другие крупные фестивали, раскрыла двери перед российским кино. Александр Сокуров привезет на киносмотр свою новую картину «Фауст», созданную по произведениям Иоганна Вольфганга Гете и Томаса Манна. В программу «Дни авторов» вошел «Портрет в сумерках» Ангелины Никоновой и Ольги Дыховичной, социальная психодрама с мощной эротической составляющей. В программу «Горизонты» – «Бирмингемский орнамент» Андрея Сильвестрова и Юрия Лейдермана. В конкурс короткого метра в последний момент включили десятиминутный фильм Алексея Германа-младшего «Из Токио» – о группе бывших спасателей, сорванных с места катастрофой в Японии: их играют Чулпан Хаматова, Ксения Кутепова, Мераб Нинидзе и Олег Долин.
Российские артисты Константин Хабенский и Светлана Ходченкова – наряду с британским созвездием (Гэри Олдман, Колин Ферт и Джон Херт) – заняты в одной из самых громких фестивальных премьер – конкурсной ленте «Шпион, выйди вон!» Томаса Альфредсона о поисках советского агента. Именно она возглавляет топ-десятку самых ожидаемых событий фестиваля, по версии агентства Reuters.
Среди внеконкурсных работ стоит отметить «Заразу» Стивена Содерберга. Несмотря на то, что в этой ленте Содерберг вновь собирает звездный состав (Мэтт Деймон, Джуд Лоу, Марион Котийяр, Гвинет Пэлтроу и Кэйт Уинслет), а те, вообще, очень охотно снимаются в его фильмах, режиссер объявил о своем желании вскоре покинуть кинематограф. Так что «Зараза», вероятно, станет последним фильмом автора нескольких замечательных картин.
Привлекает внимание публики и новый режиссерский опус Мадонны, как бы критика ни относилась к прошлой ее картине. На этот раз поп-звезда исследует в деталях любовную историю короля Великобритании Эдварда Восьмого и американки Уоллис Симпсон. О фильме пока известно только то, что он снимался с одобрения королевской семьи.
Но с большим придыханием зрители ждут еще один громкий проект – документальный дебют Аль Пачино «Саломея», где один из самых известных американских актеров изучает «из-за кулис» произведения Оскара Уайльда.
Фестиваль с налетом артхаусности по логике вещей должно судить артхаусное жюри. Возглавит его американский режиссер Даррен Аронофски, а компанию ему составят финская художница Эйя-Лииса Ахтила, бывший лидер рок-группы Talking Heads Дэвид Бирн, режиссеры Тодд Хейнс и Андре Тешине, а также режиссер кино и театра Марио Мартоне и итальянская актриса Альба Рорвакер.