Казахстан проиграл Африке

Опубликовано
Германия резко изменила структуру экспорта. Традиционные поставщики нефти, в том числе Казахстан и Норвегия, снизили свои показатели, тогда как африканские страны (Алжир, Ангола, Египет и Нигерия) значительно их нарастили. По мнению экспертов, срывы поставок из Ливии спровоцировали рост цен на нефть, который заставил Германию пересмотреть свои контракты в пользу более выгодных предложений.

Германия резко изменила структуру экспорта. Традиционные поставщики нефти, в том числе Казахстан и Норвегия, снизили свои показатели, тогда как африканские страны (Алжир, Ангола, Египет и Нигерия) значительно их нарастили. По мнению экспертов, срывы поставок из Ливии спровоцировали рост цен на нефть, который заставил Германию пересмотреть свои контракты в пользу более выгодных предложений.

Германия снизила поставки нефти из Казахстана. По данным BAFA (федеральное ведомство по экономике и контролю за экспортом), за первое полугодие 2011 года в Германию было импортировано 3667 тыс. тонн казахстанской нефти, что на 264 тыс. тонн меньше аналогичных показателей за первое полугодие прошлого года. Если учесть, что в первом полугодии 2011 года средняя цена нефти Urals (к которой приравнивается казахстанская нефть) составляла $108,12 за баррель, то Казахстан недополучил порядка $228 млн.
Между тем ранее присутствие Казахстана в структуре импорта нефти ФРГ только росло. Как заявил в конце июня нынешнего года министериаль-директор Министерства экономики и технологий Германии Карл-Эрнест Браунер,
«…Казахстан впервые стал третьей по значению страной – поставщиком нефти в Германию». По его данным, несколько лет назад в списке поставщиков нефти Казахстан занимал 7-е место, а в прошлом году был на 4-м месте.

Как сообщила «Къ» руководитель департамента по связям с общественностью АО НК «КазМунайГаз» Асель Елимесова, КМГ нефть в Германию не поставляет. Ответ на запрос от «Тенгизшевройла», другого крупнейшего экспортера казахстанской нефти, «Къ» не получил.
Как свидетельствует статистика BAFA, Германия резко изменила всю структуру поставок. Наиболее значимый рост показали африканские страны. Так, поставки из Египта выросли более чем вдвое – с 423 до 892 тыс. тонн. Еще больше вырос нефтепоток из Анголы (со 124 до 688) и Алжира (с 477 до 1250 тыс. тонн). Вполне объяснимо выглядит снижение поставок из Ливии (с 3280 до 2183 тыс. тонн). Экспертов удивляет то, что ее место (пятое) заняла Нигерия (увеличение с 1766 до 2412 тыс. тонн).
Снижение поставок коснулось и других традиционных поставщиков нефти: Ирана, Венесуэлы, Бразилии, Туркменистана (от поставок из этой страны Германия вообще отказалась).

Объяснить причины этого в BAFA «Къ» не смогли. «Мы не можем предоставить вам какой-либо анализ нефтяного рынка в Германии. Мы не делаем маркетинговые исследования, только публикуем статистические данные о немецком рынке нефти», – сообщил сотрудник подразделения нефти и газа BAFA Ян Бендун. Он также предположил, что информацию может дать Ассоциация немецкой нефтяной промышленности, однако на момент сдачи номера ответ на свой запрос «Къ» не получил.

По мнению аналитиков, изменение структуры поставок связано с экономическими причинами, которые, в свою очередь, были спровоцированы гражданской войной в Ливии: «Ливийский кризис заставил немецких импортеров пересмотреть свои закупки в странах Африки и, к сожалению для Казахстана, Германия нашла на «черном континенте» новых партнеров – среди таких экспортеров нефти, как Алжир, Ангола, Нигерия и Египет. Эти страны не только полностью компенсировали немцам ливийскую нефть, но и предложили более объемные поставки нефти на взаимовыгодных условиях. Новые контракты заставили Германию резко снизить закупки нефти у традиционных партнеров, в том числе, у Казахстана», – заявил управляющий активами ФГ БКС Николай Солабуто.

С ним согласен и аналитик ИК «Атон» Вячеслав Буньков: «Из-за резкого сокращения добычи в Ливии другие африканские страны, в том числе и страны, входящие в ОПЕК, вынуждены были быстро нарастить добычу. Возможно, страны несколько переусердствовали в этом или попросту действовали несогласованно, поскольку высокие цены на нефть создали очень хорошую возможность заработать на срывах поставок из Ливии. Практика показывает, что страны ОПЕК довольно часто пользуются хорошей конъюнктурой на рынке нефти, добывая сырье выше установленных квот. Таким образом, мог появиться определенный избыток нефти, и не исключено, что из-за этого африканские компании предлагали лучшие условия поставок».
В пользу африканских стран говорит и введение ими новых месторождений. «Так, Ангола намерена ввести в коммерческую эксплуатацию 18 новых месторождений в следующем году, рассчитывая увеличить поставки нефти с 500 до 650 тыс. баррелей в день. Качество африканской глубоководной нефти высокое, она легкая и малосернистая, позволяет выработать больше бензина. Алжирская и ангольская нефть, к примеру, представляют собой известный light sweet», – пояснили в АО «БТА Секьюритис».

По мнению г-на Бунькова, изменение структуры импорта нефти Германии носит системный характер: «Поставки из России изменились незначительно, так что, скорее всего, это – временное явление. Снижение же поставок из Казахстана выглядит более существенным. При этом стоит отметить, что Германия снизила импорт также из других крупнейших стран-поставщиков: Великобритании и Норвегии (для последней снижение было на 26%). Поэтому здесь можно говорить о некоей тенденции отказа от нефти крупнейших поставщиков в пользу африканских стран».
Впрочем, не исключено, что Казахстан сможет нарастить поставки: «Немцы славятся своей практичностью, и если Астана предложит какие-то новые, интересные условия, Казахстан вполне сможет наверстать упущенные позиции», – считает Николай Солабуто.

Изменение структуры импорта нефти Германии носит системный характер

Читайте также