Новости

Поколенческий излом

В международный конкурс кинофестиваля «Евразия», который откроется в Алматы уже 19 сентября, попали три новых казахстанских фильма. Два из них – «Риэлтор» и «Солнечные дни» – отлично продемонстрировали противоположность взглядов двух поколений казахстанских режиссеров. Разница в возрасте в 10 лет явила актуальность и перспективность в современном обществе одного и практическое непопадание в темп времени – другого.

В международный конкурс кинофестиваля «Евразия», который откроется в Алматы уже 19 сентября, попали три новых казахстанских фильма. Два из них – «Риэлтор» и «Солнечные дни» – отлично продемонстрировали противоположность взглядов двух поколений казахстанских режиссеров. Разница в возрасте в 12 лет явила актуальность и перспективность в современном обществе одного и практическое непопадание в темп времени – другого.

На специальном показе для журналистов презентовали две новые картины «казахфильмовского» производства. Адильхан Ержанов дебютирует в большом кино с лентой «Риэлтор», Нариман Туребаев продолжает начатую еще в конце 1990-х тему маленького человека в «Солнечных днях» (название взято из одноименной песни Виктора Цоя). Хотя обе ленты имеют одинаковую завязку, они разительно отличаются по мироощущению.

В «Риэлторе» главный герой, никчемный в сущности человек, игрок, потерявший не только материальное состояние, но и моральный облик, оказывается в прошлом. Прием с попаданием в историческую реальность, где его ждут как мессию и спасителя всех угнетенных, что было предсказано шаманом, играет довольно условную роль. Преображение героя, его духовное возрождение происходит в точности со зрительскими ожиданиями, пусть и воспитанными на американском кинематографе.

Лента снята в слегка трэшовом стиле, а режиссер и оператор явно экспериментируют с цветовой палитрой в кадре, чтобы скрыть бедность бюджета, «Риэлтор» при всем этом – фильм одухотворяющий и цельный, местами ироничный, злободневный.

Адильхан Ержанов из поколения 1980-х, ранее работавший только над двумя короткометражками, которые можно назвать одними из лучших в новом казахстанском кино, демонстрирует четкое авторское видение, которое тем не менее неплохо сочетается с коммерческой заинтересованностью проекта. Впрочем, очевидная его артхаусность вряд ли найдет дорогу на большой киноэкран.

Нариман Туребаев, из поколения рожденных в 1970-х, в кино на порядок опытнее и маститее. Его короткометражка «Антиромантика» была отмечена жюри программы «Молодое кино» Каннского фестиваля, сценарий «Солнечных дней» получил финансовую поддержку Европейского фонда на кинофестивале в Локарно, а в этом году снятый на эти деньги фильм взял там престижный приз Premio Boccalino.

Но более всего Туребаев известен по картине «Маленькие люди». «Солнечные дни» продолжают ту же чеховскую, или гоголевскую, как угодно, тему потерянного в современной действительности человека, аутсайдера, лузера. Человека несостоятельного, но и не гордого, так – плывущего по течению.

«Солнечные дни» – явный привет из 1990-х, которые оказались непростым временем для страны в целом, и для 20-летних режиссеров в частности, оказавшихся у разваливающегося на глазах национального кинематографа. Нариман Туребаев, как можно судить по «Солнечным дням», не просто приверженец некоммерческого кино, он режиссер, мысленно застрявший в безнадеге постперестроечного периода. Хотя в его биографии тоже есть опыт работы в рекламном бизнесе, куда ушли практически все режиссеры 1990-х, коммерциализированность всего и вся явно обошла его стороной. Его герой демонстрирует до такой степени неприспособленность к нынешним реалиям, что зритель может быть вообще дезориентирован в том, что касается времени действия фильма. Своему «никчемному человеку» Туребаев оставляет только удел депрессии, без шансов на трансформацию.