Орск на помощь не придет

Опубликовано
Гражданин Казахстана Игорь Школьник купил у «РуссНефти» «Орскнефтеоргсинтез» – нефтеперерабатывающий актив на границе с Казахстаном. По мнению аналитиков, в ближайшее время поставки с предприятия не смогут решить проблему с нехваткой бензина в Казахстане, поскольку это – невыгодно. Но и новому владельцу нужно будет изрядно потрудиться над повышением рентабельности, чтобы сделка была экономически оправданна.

Гражданин Казахстана Игорь Школьник купил у «РуссНефти» «Орскнефтеоргсинтез» – нефтеперерабатывающий актив на границе с Казахстаном. По мнению аналитиков, в ближайшее время поставки с предприятия не смогут решить проблему с нехваткой бензина в Казахстане, поскольку это – невыгодно. Но и новому владельцу нужно будет изрядно потрудиться над повышением рентабельности, чтобы сделка была экономически оправданна.

Гражданин Казахстана Игорь Школьник стал владельцем неф-теперерабатывающего актива «РуссНефти» – «Орскнефтеоргсинтеза» (ОНОС, Орск, Россия). Сделка была оформлена в июне, но сведения о новом владельце российские СМИ обнаружили только на днях. Информация об имени и возрасте совпадает с данными сына нынешнего главы «Казатомпрома» Владимира Школьника. Как сообщил «Къ» охранник дома, где зарегистрирован г-н Школьник, по указанному адресу никто не проживает уже три месяца.
Как следует из предложения Sermules Enterprises Limited, опубликованного «Атоном», стоимость 92,2% обыкновенных акций «Орскнефтеоргсинтеза» составила 7,8 млрд рублей, или $280 млн (по курсу на конец июня).
Деньги на покупку «Орскнефтеоргсинтеза» Sermules привлекла в «Сбербанке» ($283 млн на пять лет под 8,15% годовых), а сам НПЗ готовится заложить свое имущество по этому кредиту.

На самом ОНОСе к смене собственника отнеслись спокойно: «Мы уже привыкли – у нас собственники каждые пять лет меняются. Лишь бы платили зарплату вовремя, да предприятие работало», – сообщила «Къ» ведущий специалист отдела корпоративного управления Светлана Егорова.
В отличие от нее, коммерческий директор предприятия Алексей Наумов на вопрос «Къ» о том, куда предприятием будут поставляться нефтепродукты, ответил очень нервно: «Я – маленький человек, что вы меня пытаете? Во-первых, я не знаю, а, во-вторых, даже если бы и знал, то не сказал бы, это – конфиденциальная информация», – заявил он.
Между тем аналитики сходятся на том, что в обозримой перспективе при сохранении существующих экономических условий ждать перенаправления нефтепродуктов из России в Казахстан не приходится, несмотря на то, что Орск находится практически на границе с РК, переживающей разгар бензинового кризиса.

«…ОНОСу проще поставлять нефтепродукты на российский рынок. Кроме того, в преддверии выборов в России будут сдерживать цены или «забивать» их объемами предложения», – считает аналитик ООО «ИК Баррель» Анна Анненкова.
С ней согласны и в УК «БТА Секьюритиз»: «Основной рынок для ОНОС – Россия. Это, во-первых, связано с существующим рынком сбыта, который ориентирован на локальный регион. Во-вторых, в России цены на нефтепродукты сравнительно выше, нежели в Казахстане. Вследствие этого бензиновый кризис на севере Казахстана чувствуется гораздо более остро, так как даже бензин, произведенный в Казахстане, устремляется в Россию. Все это происходит в рамках Таможенного союза», – пояснили в компании.

По мнению экспертов, для того чтобы переориентировать ОНОС на Казахстан, необходимы бонусы со стороны казахстанского правительства: «Продукция пойдет туда, где за нее заплатят больше. Конечно, если этому не помешают или поспособствуют государственные механизмы ограничений либо субсидий», – уточнили в «БТА Секьюритиз».
«…Поставки должны быть экономически выгодными. Если на казахстанский НПЗ еще можно повлиять законодательно, то ОНОС – это юрисдикция России, и административными рычагами тут ничего не сделаешь», – подтвердила Анна Анненкова.

По данным «БТА Секьюритиз», ОНОС с капитализацией $272 млн (см. таблицу 2) относится к той группе компаний, где средняя стоимость каждой из них оценивается в P/B 1,64 (индекс, отражающий отношение реальной стоимости акций к их балансовой стоимости) и P/E 23,89 (индекс показывает период, необходимый для возврата инвестиций – «Къ»). Данные отражают тот факт, что «Орскнефтеоргсинтез» продался в целом выше рынка.
«Мы считаем, что сделка будет эффективной, если показатели рентабельности деятельности компании будут расти. В противном случае инвестиционный проект с приобретением НПЗ будет убыточным. Серьезный фактор, ограничивающий рост цен на реализуемую продукцию, – возможные санкции антимонопольного ведомства. Поэтому для компании есть ценовые риски. В целом, если существующему менеджменту удастся поднять маржу переработки, снизив издержки на производство, то сделка может считаться выгодной, несмотря на переплату (премию, деловую репутацию, гудвилл) в размере $115 млн выше рынка.
Орск на помощь не придет

Орск на помощь не придет

Читайте также