На состоявшемся в минувший вторник селекторном заседании кабинета министров, посвященном ходу уборочной кампании, министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков сообщил, что урожай в этом году превысит 20 млн тонн. Это высокий, но отнюдь не рекордный показатель, – в 1979 году урожай зерновых в Казахстане составил около 32 млн тонн зерна. Кроме этого, министр, а также присутствовавшие на заседании главы отраслевых союзов (Зернового и Мясо-молочного) опровергли мнение некоторых депутатов и СМИ о критической ситуации с хранением зерна нового урожая.
По данным, которые привел на заседании кабмина Асылжан Мамытбеков, в текущем году необходимо убрать 16,2 млн га зерновых площадей. По состоянию на минувший вторник убрано 12,8 млн га, при этом намолочено 20,2 млн тонн зерна, при средней урожайности 15,8 ц/га. Для сравнения: в 2010 году с площади в 15,1 млн га было собрано 12,2 млн тонн при средней урожайности в 8 ц/га. Ключевая проблема нынешней уборочной кампании – где хранить собранный урожай. По данным МСХ, на сегодня в стране действуют 217 ХПП с общей емкостью 13,6 млн тонн. Кроме того, у сельхозформирований есть емкости для хранения еще 8,9 млн тонн зерна. То есть, в целом по Казахстану общий объем зернохранилищ составляет 22,5 млн тонн. По состоянию на 23 сентября, на хранение на ХПП поступило 4,4 млн тонн. При этом министр отметил, что на сегодняшний день заполненность элеваторов составляет всего лишь 53%, а в трех зерносеющих областях из 10,5 млн тонн элеваторных мощностей на сегодняшний день заполнено всего лишь 5,5 млн. 5 млн тонн емкостей сейчас пустует, однако на ХПП Акмолинской, Костанайской и Северо-Казахстанской областей, с учетом остатка прошлого года, предстоит хранить около 16,8 млн тонн зерна. Что создает определенные проблемы. В частности, как считает, Асылжан Мамытбеков, сейчас необходимо ограничить прием сухого зерна на элеваторы и сосредоточиться в основном на влажном, поскольку ему необходимо проходить процедуру сушки. Эта ситуация вызывает беспокойство некоторых депутатов парламента и апокалиптические заявления ряда СМИ. Так, депутат мажилиса Ержан Исакулов заявил: «Урожай в Казахстане всегда будет расти, потому что у нас богатая земля. И мы будем продолжать таким образом относиться, что ли? У нас нет хранилищ, урожай в этом году самый большой за 50 или 60 лет, говорят. На днях ответственный секретарь МСХ Евгений Аман сказал, что на поле будем хранить урожай. Это разве подход? Давайте тогда населению это раздадим, кто нуждается в этом, чем гнить этому урожаю на поле». По мнению министра сельского хозяйства, то, что «зерно останется в буртах», – это нормальная практика. Некоторые крестьяне, даже когда элеваторы пустые, не везут туда, потому что, если зерно сухое, оно может до весны спокойно (это технологически допустимая вещь) оставаться в буртах и ничего с ним не случится. Отдавать его кому-либо мы при всем желании не можем, потому что все зерно частное, у нормального хозяина ничего точно не пропадет».
С ним солидарны и аграрии. Так, выступивший на заседании кабмина глава Зернового союза Нурлан Тлеубаев считает, что это абсолютно рабочая ситуация. Он напомнил, что в 2009 году на 1 ноября в бункерном весе было намолочено 22 млн тонн, а на элеваторах на 30 сентября 2009 года оставалось 8,5 млн тонн. По его словам, это обычная ситуация, связанная с вывозом техникой. «Сначала зерно вывозится с полей на тока. Мы не можем держать в два раза больше КамАЗов, чем нужно, чтоб сразу вывозить и на элеватор. Это все-таки очень большие деньги, а урожай не каждый год хороший. Поэтому сначала все закрывают направление «поле-ток», а затем, когда уборка заканчивается, начинается вывозка «ток-элеватор». Влажное зерно вывозится на элеватор в первую очередь, а сухое возится до нового года», – пояснил он.
Глава же Мясо-молочного союза Иван Сауэр, ссылаясь на опыт собственного хозяйства, отметил: «В этом году мы дополнительно у себя ввели 20 тыс. кв. метров асфальтовых площадок, 80 тыс. кв. метров земляных площадок. Я последнее время часто слышу какое-то негативное отношение к земляным площадкам, но испокон веку ими пользовались… Товарный хлеб, не семенной месяцами лежит, хранится, и все это нормально».
По прогнозам Нурлана Тлеубаева, за три месяца, с октября по декабрь, будет отгружено 2,5 млн тонн на экспорт и элеваторы даже не забьются. «Вот посмот-рите, на 1 ноября на элеваторах будет лежать максимум 8,5 млн тонн. Статистика показывает, что хоть сколько мы намолачиваем, элеваторы принимают 8,5 млн тонн, потому что все за это время понастроили много складов. Фермер считает, что элеватор его обдирает, хотя в публичном договоре хранение стоит $1 в месяц», – заявил глава Зернового союза.
Что касается экспортного потенциала Казахстана, то Асылжан Мамытбеков определил его более чем в 10 млн тонн. При этом традиционные рынки казахстанского экспорта – страны Центральной Азии, Иран и Афганистан – могут импортировать около 6 млн тонн. Для того чтобы обеспечить экспорт в других направлениях, через азовско-черноморский и балтийский регионы, МСХ по прошлогоднему образцу ввел механизм транспортных субсидий на экспорт зерна в размере $40 за тонну в Китай и через Китай, а также транзит через Россию. При этом коммерческий закуп зерна у крестьян «Продкорпорацией» составит около 5 млн тонн при цене в 25 тыс. тенге за тонну. По данным президента Зернового союза, «в маркетинговом 2009–2010 году мы отгрузили 8,5 млн тонн зерна и муки, 8 – съедаем сами, 5,5 осталось переходящего остатка. Зато потом, когда была засуха и в соседних странах объявляли запрет на экспорт, мы спокойно, без запретов, пережили этот год, экспортировав около 6 млн тонн зерна и муки в зерновом эквиваленте. Сегодня ситуация такая же». Нурлан Тлеубаев прогнозирует, что в маркетинговый 2011–2012 год Казахстан сможет отгрузить на экспорт также
8,5–9 млн тонн и будет продолжать грузить в 2012–2013 годах. «Даже если урожай на следующий год будет меньше, переходящие остатки позволят грузить на экспорт по
8–9 млн тонн», – считает Нурлан Тлеубаев. Одной из основных проблем при экспорте исторически является дефицит зерновозов. По информации министра транспорта Берика Камалиева, эта проблема в ближайшее время будет снята. «Мы ставим себе планку ежемесячно вывозить порядка 1 млн тонн зерна. Для этого надо порядка 10 тыс. зерновозов», – заявил он на заседании правительства. На сегодня существующий парк КТЖ насчитывает 5200 зерновозов. Однако, по информации Берика Камалиева, КТЖ уже заключило договор на аренду 5500 зерновозов. Из них российская компания «Русагротранс» выделила 4 тыс. вагонов, «Технотранс» – 1 тыс. вагонов, «Балтийский зерновой дом» – 500 вагонов. «В сентябре мы уже получили 400 вагонов, оставшиеся будут получены в октябре. Кроме того, КТЖ планирует до конца года с «Русагротрансом» создать СП «Астыктранс». Таким образом потребность в подвижном составе для перевозки зерна будет обеспечена», – заявил министр транспорта.