British American Tobacco (BAT) предлагает Минфину ежегодное повышение акцизов табачникам на 50%, вместо планируемых 25%. Такое предложение «от первого лица» кажется парадоксальным, тем более, что оно не выгодно лидерам рынка – JTI и Phillip Morris Kazakhstan. Как выяснил «Къ», «план Х» BAT по повышению акцизов, по сути, совпадающий с интересами Минздрава и Минфина, состоит в подталкивании курильщиков в верхнеценовой сегмент, с целью увеличения своей доли на рынке.
Свою позицию ВАТ аргументирует следующим образом: при повышении акциза на 50% цены увеличатся, в среднем, на 15%, что, по мнению компании, не повлечет за собой резкого снижения спроса на сигареты. Поступления в бюджет также с каждым годом будут увеличиваться.
По мнению BAT, по сравнению с 2011 годом в 2012 возможно увеличение налоговых поступлений на $45,3 млн, в 2013 – на $127 млн (при неизменном спросе. – «Къ»).
По мнению директора департамента корпоративных отношений BAT Чингиза Каскеева, во избежание резкого увеличения акцизов, как это было в странах Европы, спровоцировавшего рост контрабанды, следует повышать акцизы более медленными темпами. «Рынок будет постепенно привыкать к этим изменениям. Сейчас же увеличение акцизов не перекрывает инфляцию», – объясняет он.
Понятно, что предложенная компанией ставка акциза, скорее всего, будет встречена с оптимизмом и Минздравом РК, и Минфином РК. Ежегодное увеличение налогов на табачные изделия отражается на снижении потребления табачных изделий, например, в России при увеличении акцизов на 60% потребление снижается на 4%.
На табачном рынке Казахстана представлены 3 крупные компании: Phillip Morris Kazakhstan (PMK), JTI Kazakhstan (JTI), British American Tobacco (BAT), и ряд мелких. При этом более 85% рынка занимают JTI (44%) и PMK (42%). У BAT – около 8–9%. Несмотря на все усилия, пока компания не может пробиться в лидеры.
Основные продажи PMK и JTI, чьи производства расположены в Казахстане, приходятся на среднеценовые сегменты. ВАT, наоборот, является чистым импортером табачных изделий, которые поставляются, преимущественно, из России, и, частично, Узбекистана, и практически все продажи на рынке совершаются в престижном сегменте (самый популярный бренд – Kent – «Къ»).
Стоимость сигарет престижного сегмента складывается из следующих составляющих: 30% – себестоимость, 20% – акциз, 20% – прибыль дистрибьютора, 30% – выручка розничной торговли.
Структура стоимости сигарет среднеценового сегмента выглядит примерно так: 70% – себестоимость, 20% – акциз, 10% – выручка дистрибьютора и розничной торговли.
Следовательно, повышение акциза на 50% – не в интересах PMK и JTI, так как компании, скорее, понесут большие потери в других сегментах, чем приобретут в престижном. BAT же при таком раскладе совершенно ничего не теряет, потому что компания сможет оставить цену на прежнем уровне, выплачивая весь акциз из прибыли от деятельности, но при этом сможет увеличить долю рынка. Еще один вероятный исход – цены на сигареты BAT все же повысятся, «под шум» повышения акцизов компания заложит большую маржу в стоимость продукции.
Данную версию подтверждает менеджер по коммуникациям JTI Kazakhstan Олжас Бибанов. По его словам, при повышении акцизов компания не может себе позволить уменьшить маржу в среднеценовом и низкоценовом сегментах, так как та и без этого составляет в стоимости малую долю. Вследствие этого компании (PMK и JTI. – Прим. «Къ») вынуждены будут повысить стоимость сигарет ровно на столько, на сколько повысится акциз.
Следует отметить, что повышение цен на сигареты в среднем и низшем ценовом сегменте рынка влечет за собой их постепенный ценовой переход в верхние сегменты. В такой ситуации потребитель, приходя в магазин и замечая совсем небольшую разницу между дорогими и средними сигаретами, решается переплатить некоторую сумму в пользу более престижных.
«Cигареты – практически неэластичный товар, резко сменить базу потребителей невозможно. А для BAT это выгодно – цены вырастут, основную потребительскую базу подтолкнут к ним, в престижный сегмент, и они увеличат свою рыночную долю. Тем более что у них других сигарет фактически нет», – комментирует возможный расклад Олжас Бибанов.
«Опыт государств Центральной Европы показывает, что стремительное повышение налоговой нагрузки неизбежно приводит к увеличению оборота нелегальной продукции. Такой опыт имеется у Прибалтийских стран и Польши. А рядом с нелегальными сигаретами продаются и наркотики. С нелегальным рынком очень сложно бороться», – объясняет директор по корпоративным отношениям «BAT Россия» Александр Лютый.
Таким образом, возвращаясь к Казахстану, следует очень внимательно присмотреться к уровню цен в близлежащих странах – в Узбекистане, Кыргызстане и Китае. Цена на сигареты в Кыргызстане ниже примерно на 50–60%, что дает стимул нелегально завозить в Казахстан более дешевый товар. В этом году уже имел место прецедент, когда незаконно ввозились сигареты с кыргызскими акцизными марками.
В Казахстане почти нет нелегальных сигарет, что связано с оптимальным регулированием отрасли, в то время как в Кыргызстане и в Узбекистане слишком высокие акцизы привели к росту доли контрабанды (до 30–40% рынка) и, соответственно, к снижению сборов акцизов.
Сейчас на проблему контрабанды в Казахстане никто не обращает внимания, так как ее доля составляет меньше 1%. В начале 2000-х этот показатель составлял 8%, в середине 90-х – порядка 40%. Сейчас же резкое увеличение акцизов может привести к тем же событиям. «Конечно, 25%-ное увеличение в год – это достаточно сильное увеличение. Но это – сбалансированное увеличение», – уверен региональный президент компании JTI Мартин Брэддок. По его мнению, и потребитель сможет позволить себе такое увеличение цен, и табачные компании его переживут – это снизит потребление табака на рынке, увеличит доходы государства и не будет стимулировать контрабанду.
Политику по повышению акцизов в Казахстане можно назвать взвешенной. За последние шесть лет акцизы уже увеличились практически в три раза, но это не вызвало роста нелегального рынка. Продажи табачных изделий ежегодно падают, но сама по себе стратегия планомерного увеличения акциза – лучше, чем резкое увеличение.
«В 2011 году Минфин РК пересмотрел акцизы на сигареты на три года вперед и заложил ежегодное их увеличение на 25%».
Литва нам в пример В Литве за последние три года акцизы на табачную продукцию повысились на 131%. За это время Росcия и Беларусь успели не только Литву, а полностью всю Прибалтику завалить своей контрабандой.
Сейчас 47% рынка Литвы – это контрабанда. Ежегодный убыток от высокого акциза и контрабанды составляет порядка
30 млн евро в год, с учетом того, что ежегодно все акцизные сборы составляют 70 млн евро. Цены на нелегальные табачные изделия ниже примерно в 2–2,5 раза, заказать их можно в Интернете с доставкой на дом.