Разное понимание независимости

Опубликовано
В минувшую субботу прошла церемония награждения победителей конкурса «Искусство независимости», учрежденного Евразийским банком. После объявления результатов для гостей вечера выступила инди-группа Pompeya. Творчество московского коллектива однозначно являло понимание слова «независимость», не в пример участникам конкурса.

В минувшую субботу прошла церемония награждения победителей конкурса «Искусство независимости», учрежденного Евразийским банком. После объявления результатов для гостей вечера выступила инди-группа Pompeya. Творчество московского коллектива однозначно являло понимание слова «независимость», не в пример участникам конкурса.

Спроси рядового казахстанца, каким он представляет себе современную живопись нашей страны, тот, не задумываясь, ответит: изображения каких-нибудь жайляу, коней, верблюдов, юрт, футуристических пейзажей Астаны, элементов тенгрианства, в лучшем случае – городские зарисовки. В целом конкурсные работы арт-проекта, дошедшие до финала, такими и являлись, за редким исключением. Думается, что отборочная комиссия в лице правления банка пребывала в полной растерянности. Чем, например, карагандинский зимний пейзаж 2000-х отличается от аналогичного пейзажа 1970-х годов? Да ничем – на холсте те же самые здания и дом культуры, построенные в советскую эпоху. Чем кокпар в степи на фоне цветущих маков отличается от работ казахстанских классиков-шестидесятников? Вновь – ничем, работай кто-нибудь из них, советских реалистов на плэнере в Аксу, получилась бы точно такая же картина.

Унылые городские пейзажи еще можно было как-то оправдать – ну откуда взяться новому творческому видению на холстах художников из депрессивных городов с остановившимся производством? Прочие работы явно эксплуатировали избитые темы. Как, например, работа из Астаны могла обойтись без изображения Байтерека?
На этом фоне заметно отличался триптих Сергея Глазырина из Рудного «Рыжий город» или «Проспект Достык» Данияра Кдырова из Уральска – тоже вроде привычные городские пейзажи, но выполнены в интересной технике.

Работа, отобранная в финал от Алматы, давно знакома алматинским тусовщикам – это картина Серика Буксикова, на которой изображена Анджелина Джоли с казахским орнаментом на спине. На естественный вопрос, какое отношение голливудская звезда имеет к казахстанскому «Искусству независимости», появляется только один логичный ответ: Джоли – героиня успешного фильма Тимура Бекмамбетова, а Тимбек, как известно, – наше все.

Поэтому совсем неудивительно, что победителем проекта была признана работа «Aktau City» Аиды Тлеповой. Залив Каспийского моря и возвышающиеся на берегу небоскребы-новостройки напоминают, скорее, кадр из какого-нибудь фантастического фильма. Вот такой он, нефтяной Запад Казахстана – нечеткий, чуть очерченный мазками, в багровом зареве рассвета. Так бы, наверное, написали импрессионисты, живи они в нашу эпоху.

Картина-победитель будет украшать новые пластиковые карточки банка, думается, что это тоже сыграло свою роль в решении жюри. Ведь держать в руках кредитку с изображением озаренного солнцем города намного приятнее, чем с изображением беспросветной провинции, которой не довелось стать нефтяным регионом.

Очевидно, что организаторы церемонии несколько опережали устоявшее в обществе сознание. Поэтому именно группа Pompeya явилась финальным аккордом вечера, что уж слишком контрастировало с атмосферой конкурса. Хотя церемонию в только отремонтированном музее имени Кастеева вел гуру клубной музыки в Казахстане Нурберген Махамбетов, за диджейским пультом свой сет отыграл Рустам Оспанов, а в числе гостей были даже модные нынче блоггеры, все это никак не вязалось с тем представлением о 20-летии независимости, что продемонстрировали художники в своих работах.

Pompeya в этом смысле – хороший пример. Группа заявила о себе в Интернете в 2007 году, выложив свою первую студийную запись, которая на фоне невзрачных московских андерграундных команд выстрелила и попала точно в цель. Коллектив объединил танцевальный поп-рок 1980-х, яркие гитарные партии и стильный new wave-вокал. Новый взгляд на звучание перевернул представление многих людей о российской музыкальной индустрии.

Благодаря дебютному альбому «Tropical» Pompeya стала еще популярнее. Великолепная обложка диска, на которой изображена станция метро «Арбатская», наполненная экзотическими животными и тропическими растениями, словно подчеркивала принадлежность группы к России. И это, как показывает успех группы, более выигрышная позиция, чем большинства других инди-команд, мечтающих построить свою карьеру за границей и бессмысленно отстраниться от своего происхождения.

Однако слушателей на концерт Pоmpeya по завершении награждения практически не осталось, не считая группки поклонников, танцевавших возле сцены. Не вняли инди-поп музыке и сотрудницы музея, начавшие уборку еще во время выступления группы. Зато по достоинству московский коллектив оценили спустя два часа в одном из алматинских клубов, где яблоку негде было упасть.

Цитата: «Независимая музыка» как жанрИнди-музыка (от англ. independent music – «независимая музыка») включает в себя музыкальные жанры, субкультуры, для которых характерны независимость от коммерческой поп-музыки и мейнстрима, особая, своя DIY-идеология (Do It Yourself – «сделай это сам»).

Читайте также