В обход России

Опубликовано
Продолжаются обсуждения относительно налаживания экспорта казахстанской нефти через порт Баку. Российская сторона не совсем одобряет проекты по транспортировке нефти и газа в обход России. Однако добыча нефти в Казахстане растет, соответственно, стоит задуматься над дополнительными экспортными путями.

Продолжаются обсуждения относительно налаживания экспорта казахстанской нефти через порт Баку. Российская сторона не совсем одобряет проекты по транспортировке нефти и газа в обход России. Однако добыча нефти в Казахстане растет, соответственно, стоит задуматься над дополнительными экспортными путями.

«Необходимо строительство трубопровода с месторождения «Кашаган» до порта Курык. На первом этапе танкерами предусмотрена перевалка 37 млн тонн казахстанской нефти в год в Баку. В дальнейшем может быть проложен подводный нефтепровод. Но решение должен принять Казахстан, наша страна поддерживает этот проект», – заявил министр промышленности и энергетики Азербайджана Натиг Алиев.
Г-н Алиев подчеркнул, что инфраструктура Азербайджана позволяет осуществлять транзит из Казахстана 20 млн тонн нефти в год, заметив при этом, что реализация проекта Транскаспийской трубопроводной системы зависит от Казахстана.
Казахстанская каспийская система транспортировки (ККСТ) предназначена для экспорта возрастающих объемов казахстанской нефти, в основном, с месторождения «Кашаган» через Каспийское море на международные рынки посредством системы Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД) и/или других нефтетранспортных систем, расположенных на территории Азербайджанской Республики и других транзитных стран.
«КазМунайГаз» (КМГ) оценивал общую стоимость создания системы в $3 млрд. Впрочем, о судьбе ККСТ в пресс-службе «КазМунайГаза» заявили следующее: «В соответствии с проведенными расчетами, в т. ч., совместно с международными подрядными компаниями, по Соглашению о разделе продукции по Северному Каспию («СРП СК») (ЭНИ, Тоталь, Шелл, ЭксонМобил, КонокоФиллипс, Инпекc), потребность в проекте ККСТ возникает к началу реализации Фазы 2 освоения месторождения «Кашаган» не ранее 2018–2019 годов».
Охладевший интерес «КМГ» к «ККСТ» можно объяснить расширением нефтепровода КТК, и явным нежеланием России видеть транспортировку казахстанского сырья альтернативными путями. «Мы пока не поделили Каспий на секторы (между странами СНГ – «Къ»), и это означает, что транспортировка энергоносителей через Каспий возможна только танкерами – с юридической точки зрения», – отмечает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов в интервью газете «Взгляд».
По мнению Симонова, России надо энергичней заявлять о своей позиции по этому вопросу. «…Брюссель и Вашингтон чуть ли не каждую неделю говорят, что вот сейчас начнут строить в Каспии, а Россия помалкивает. Надо четко говорить, что нас это не устраивает, это неприемлемо, и что мы будем реагировать жестко, надо предупредить, чтобы потом не обижались», – считает Симонов.
ЕС тем временем подталкивает Казахстан к более решительным действиям. На фоне беспорядков в ближневосточных странах-поставщиках энергоносителей Азербайджан превращается в центрального энергетического партнера ЕС, считает глава комитета по европейским вопросам шведского парламента Карл Хамильтон. Стоит отметить, что Азербайджан сегодня в регионе играет двойственную роль — производителя нефти и природного газа, и транзитного звена поставок на мировые рынки нефти и природного газа Казахстана и Туркменистана.
В то же время, к более решительным действиям Казахстан подталкивает ЕС. Однако многовекторный Казахстан отмалчивается, стараясь протянуть с ответом как можно дольше. По мнению эксперта нефтегазовой отрасли, не в интересах Казахстана – принимать скоропалительное решение. «КМГ отодвинул этот проект на 2018–2019 годы, во многих аспектах – это правильный ход на данный момент. Все зависит от новых месторождений нефти, в частности, от «Кашагана». Пока же для транспортировки хватает мощности КТК (Каспийский трубопроводный консорциум), тем более, что «КМГ» является его акционером», – отметил он.
Основная цель строительства нефтепровода БТД заключалась в создании независимого от России пути транспортировки нефти из Азербайджана (а, впоследствии, и Казахстана) на мировые рынки. США и ЕС, лоббировавшие и финансировавшие проект, в качестве обоснования его реализации выдвинули идею о необходимости диверсификации маршрутов экспорта энергоносителей и стабилизации мирового энергетического рынка.
Стоит также отметить, что нефти, добываемой на азербайджанских месторождениях, для обеспечения рентабельности нефтепровода недостаточно. Поэтому крайне важно было обеспечить участие в его работе Казахстана, в настоящее время экспортирующего свою нефть на Запад через трубопровод КТК и российский порт Новороссийск.
Переговоры между государственной нефтяной компанией Азербайджана ГНКАР и казахстанской компанией «Казмунайгаз» о подключении Казахстана к проекту «БТД» начались в ноябре 2002 года. В 2007 году национальная компания «КазМунайГаз» подписала меморандум о взаимопонимании по проекту создания «ККСТ».

Конкурент ККСТ
Нефтепроводная система КТК – магистральный трубопровод общей протяженностью 1,5 тыс. километров – соединяет месторождения Западного Казахстана с российским побережьем Черного моря. В 2010 году принято решение об инвестировании по Проекту расширения механической мощности трубопроводной системы КТК до 67 млн тонн нефти в год. Стоимость расширения составит $5,4 млрд.
С начала эксплуатации нефтепровода (2001 г.) транспортировано 265,8 млн тонн, в том числе, казахстанской нефти – 223,6 млн. тонн, за 2010 год – 36 млн тонн, их них казахстанской нефти – 29,9 млн тонн. За 1-е полугодие 2011 года объем транспортировки нефти по системе КТК составил 17,5 млн тонн, в том числе казахстанской нефти – 15 млн тонн.
Участниками проекта КТК являются: правительство РФ (ОАО «АК «Транснефть») – 24%, правительство РК (АО НК «КазМунайГаз») – 19%, КТК «Компани» (РФ) – 7%, добывающие компании: «Шеврон Каспиан Пайплайн Консорциум Компании» – 15%, «Лукарко Б.В.» – 12,5%, «Мобил Каспийская Трубопроводная Компания» – 7,5%, «Роснефть-Шелл Каспиан Венчурс Лимитед» – 7,5%, «Эни Интернэшнл (Н.А.) Н.В. С.ар. л.» – 2%, «БГ Оверсиз Холдингс Лимитед» – 2%, «Казахстан Пайплайн Венчурс КОО» – 1,75% и «Орикс Каспиан Пайплайн Лтд» – 1,75%.

Читайте также