Новости

ИФД «RESMI» больше не верит в ПИФы

О переломном моменте для казахстанских и российских паевых фондов, а также о перспективах развития рынка ценных бумаг в Казахстане «Къ» рассказал председатель правления АО «ИФД «RESMI» Александр Манаенко.

О переломном моменте для казахстанских и российских паевых фондов, а также о перспективах развития рынка ценных бумаг в Казахстане «Къ» рассказал председатель правления АО «ИФД «RESMI» Александр Манаенко.

— Многие УК активно «пропагандируют» ПИФы, как одну из самых доступных форм коллективного инвестирования. Действительно ли это направление настолько привлекательно и для УК, и для населения? Каковы, на Ваш взгляд, перспективы развития паевых фондов в Казахстане в обозримом будущем?

— Перспективы – весьма неоднозначные, во всяком случае, так нам видится это направление в ближайшие 3–5 лет. Способствуют этой «туманности» многие факторы. Во-первых, темпы проникновения инвестиционной и финансовой культуры в широкие слои населения пока не соответствуют скорости развития фондового рынка. И этот процесс, скорее всего, займет еще несколько лет. Кроме того, необходимо учитывать, что после событий 2008 года частные инвесторы до сих пор не восполнили кредит доверия к рынку коллективных инвестиций, а на осознанный риск – на фоне волатильности рынков – решатся немногие. Второй фактор – управляющим компаниям сложно конкурировать с депозитами банков второго уровня, да и с банковской системой в целом. Надо отдать должное банкирам, которые общими усилиями могут отстаивать интересы своей отрасли. Как вы знаете, был продлен срок гарантирования вкладов населения, а это – весьма значительное подспорье в привлечении временно свободных средств домохозяйств.

Есть еще очень важная деталь. Многие клиенты не до конца осознают свою роль в процессе инвестирования и собственную ответственность. К примеру, не все понимают, что лучше инвестировать свободные деньги, которые экстренно не понадобятся, т. к. ПИФ не является спекулятивным инструментом. Следовательно, здесь не стоит рассчитывать на быструю прибыль и следует учитывать рыночные риски.

— Как объяснить тот факт, что отдельные управляющие компании усилили рекламную активность и модернизировали продукты. Характеризует ли данная тенденция улучшение ситуации в данном сегменте финансового рынка?

— Оживление, наблюдающееся со стороны некоторых управляющих компаний в части рекламной активности по ПИФам, свидетельствует лишь о профессионализации фондового рынка. И это – положительный сигнал. Другими словами, УК «покидают универсальные рельсы» и занимают нишевые позиции на рынке. Кто-то делает ставку на так называемую «розницу» – средних и мелких частных инвесторов, другие – сосредоточивают усилия на крупных клиентах. Маркетинговые стратегии принимают более четкие формы, портрет клиента перестает быть многоликим. Это – вполне оправдано и должно положительно сказаться на качестве продуктовой линейки и сервисе отдельных УК, которые уже сделали шаги в этом направлении.

— Какова вероятность возрождения ПИФов с учетом кэшевого потенциала частных инвесторов? Какова роль государства в данном процессе?

— Оценить потенциальную емкость рынка коллективных инвестиций – сложно. Скорее, УК, усиливающие направление коллективных инвестиций, исходят из относительных показателей, каковыми являются депозитная база порядка 2 трлн тенге и официальный фонд заработной платы. Действительно, цифры впечатляют, если принимать во внимание потенциальные возможности для ПИФов на уровне 1–3 % от базы депозитов БВУ. Вопрос больше в том, готовы ли частные инвесторы пойти на осознанный риск на фондовом рынке и отказаться пусть от небольшой, но гарантированной доходности по вкладам. Кроме того пайщики, несмотря на опыт 2008 года, пока так и не научились правилам инвестирования, фиксируя убытки в момент наибольших падений рынка.

Чтобы инвесторы начали вкладывать деньги в ПИФы, необходим значительный рост рынка, и никто не может сказать, когда это произойдет. Возможно, чтобы стимулировать рынок к росту, необходимо принять меры, направленные на либерализацию действующей нормативно-правовой базы в части расширения спектра финансовых инструментов. Надо продолжать работу в части совершенствования методики рыночной оценки финансовых инструментов и повышения финансовой грамотности населения.

— В таком случае, возможно, раскачать рынок сможет кто-то извне? Например, крупные российские УК? Насколько им интересен этот рынок в Казахстане?

— На российском рынке коллективных инвестиций тоже не все так радужно, как кажется на первый взгляд. Падение российского фондового рынка почти на 20% с начала августа обернулось массовым выводом средств инвесторов из открытых паевых инвестиционных фондов. За две недели отток средств пайщиков из фондов акций составил почти 900 млн руб.

Ранее большинство российских УК сходились во мнении, что 2011 год станет переломным для индустрии коллективных инвестиций, в предыдущие три года находившейся в упадке – за это время отток из открытых ПИФов составил 29,7 млрд руб. Однако отток затронул даже те компании, которые традиционно оказывались в числе лидеров по объемам привлечения средств. Сейчас российским игрокам нужно время, чтобы залатать свои «дыры», им не до экспансии на соседние рынки.

— Говоря откровенно, насколько убыточны в Казахстане паевые фонды, как бизнес-проекты? А для ИФД «RESMI»? Будут ли закрываться ПИФы других управляющих компаний в РК в среднесрочной перспективе?

— Приток инвестиций в паевые инвестиционные фонды имеет отрицательное значение. Большинство ПИФов уже продолжительное время сталкиваются с оттоком средств из фондов. В таких случаях УК самостоятельно принимают решение: либо о закрытии фонда, либо о продолжении действий по активному привлечению пайщиков. Тот уровень привлечений, который имеется на сегодняшний день, стоит управляющим компаниям больших усилий и профессионализма. Несмотря на это, мы не видим предпосылок для отказа от ПИФов других управляющих компаний.

Пайщики несут деньги в ПИФы, чтобы наблюдать небольшой, но стабильный рост, хотя при нынешней высокой волатильности обеспечить хорошую доходность довольно сложно, но возможно. К примеру, доходность по ИПИФ «Зарплатный», который был организован в разгар кризиса, в феврале 2008 года – 10,3% годовых, по ИПИФ «Монетный двор» – 7,5% годовых (по состоянию на 1.07.2011 г.). C начала же деятельности доходность фондов ИФД «RESMI» составила 11,6 и 13,3% годовых, соответственно.

— Чем продиктовано решение Вашей компании о прекращении работы с паевыми инвестиционными фондами?

— Данное серьезное решение стало следствием большой аналитической работы всей команды. Мы понимали высокий уровень ответственности и осознанно пошли на риск – с тем, чтобы сосредоточиться на брокерско-дилерской деятельности, наращивая сервисную составляющую.

Хотелось бы пояснить, что прикладная ценность организационных и стратегических изменений в ИФД «RESMI» состоит в своевременном выходе из нерентабельных для компании проектов, со смещением акцентов на более перспективные направления. Это делается в интересах клиентов и акционеров. Этим и обусловлен отказ от нацеленного на розницу доверительного управления, как направления деятельности, в частности, и пересмотр бизнес-модели компании, в целом.

— Не планируется ли ликвидация, или не исключается ли передача фондов под управление другой компании, ведь показатели хорошие? Поступали ли к Вам предложения от конкурентов?

— Мы такую возможность не исключаем. Сейчас переговоры на предмет передачи Интервальных паевых инвестиционных фондов ИФД «RESMI» ведутся с несколькими управляющими компаниями. По состоянию на 22 сентября текущего года стоимость чистых активов (СЧА) ИПИФ «Зарплатный» составляла 77,9 млн тенге, СЧА ИПИФ «Монетный двор» – 133,2 млн тенге (по данным портала Investfunds.kz).

Пока, по понятным причинам, мы не можем оглашать условия возможной сделки и называть потенциальных партнеров. Могу сказать только, что это – авторитетные и профессиональные управляющие компании, давно работающие на рынке. Принимая во внимание нашу долю рынка: порядка 45% от общего числа пайщиков – физических лиц, и свыше 10% – по активам (по состоянию на 1.07.2011 г.) – ИФД «RESMI» рассматриваются варианты, наилучшим образом отвечающие интересам наших клиентов.

Управляющая компания, которой потенциально могут быть переданы активы наших пайщиков, должна отвечать достаточно высоким требованиям, включая: долгосрочный опыт работы на казахстанском фондовом рынке; безупречную деловую репутацию компании и управляющих активами; высокий уровень собственного капитала; соответствие требованиям регулятора и всем пруденциальным нормативам. В любом случае, о нашем окончательном решении рынок узнает уже совсем скоро.

— Как долго, на Ваш взгляд, может продлиться период волатильности на мировых рынках? Когда можно ожидать стабилизации ситуации и роста на рынках?

— По нашим оценкам, неопределенность на фондовом рынке сохранится еще на достаточно длительный период, т. е. из текущей кризисной ситуации не будет так называемого W-образного выхода. Скорее всего, глобальный рост экономики будет иметь более поступательный и долгосрочный характер. Многое, конечно, зависит от развития ситуации в Европе и США. При этом Казахстан также остается подверженным возможным кризисным событиям. Именно поэтому в данный момент проводятся «профилактические» мероприятия – в целях минимизации стрессовых ситуаций для экономики, а также принимаются меры, позволяющие нивелировать негативные последствия внешних факторов.

— Какие рекомендации по рынку Вы можете дать? На чем сейчас стоит сосредоточиться частным инвесторам?

— На «коротких дистанциях», учитывая очень высокую долю неопределенности на рынке акций, довольно успешными будут инвестиции в валюту, а именно – в доллар США и российский рубль. Кроме того, стоит обратить внимание на долговые ценные бумаги российского и казахстанского корпоративного сектора, доходности по которым вновь достигли двузначных цифр, и, в сравнении с депозитными ставками, выглядят гораздо более привлекательными.

В среднесрочной перспективе, в качестве альтернативы ПИФам для клиентов, мы рекомендуем всерьез рассмотреть проект «народного IPO». Если же говорить о перспективах развития рынка ценных бумаг в целом, то будущее – за брокерско-дилерской деятельностью посредством электронных сервисов.

— В каком составе планируется продолжать работу? Как поменялась компания организационно? Планируются ли изменения в будущем?

— Важно отметить, что топ-менеджмент обновился, но предыдущий состав по-прежнему работает в Группе компаний «Resmi», сместив фокус на долгосрочное стратегическое развитие – как АО ИФД «RESMI» в составе совета директоров, так и новых проектов.

Нынешняя команда – это штат высококвалифицированных сотрудников, где каждый является экспертом и профессионалом в своем направлении. У нас – амбициозные планы по реализации инновационных проектов совместно с международными контрпартнерами, что, в свою очередь, позволит предоставлять нашим клиентам только лучшие решения и «темы».

— Какие планы стоят перед «обновленной» компанией? Над чем сейчас работаете?

— Внутри компании уже проведена работа по модернизации брокерского обслуживания – посредством перевода сервиса в режим on-line, с возможностью дальнейшей интеграции с международными трейдинговыми платформами; разработаны специальные опции для vip-клиентов; ведется работа по расширению возможностей инвестиционного банкинга.

ИФД «RESMI» стоит на пороге важных качественных перемен. Сейчас мы работаем над модернизацией продуктовой линейки и адаптацией ее «под клиента», внедрением диверсифицированной тарифной сетки и программы CRM (customer relationship management). Данные изменения – наряду со значительными инвестициями в сервис, маркетинг и IT – позволят компании войти в 2012 год подготовленными к рыночным вызовам и укрепить позиции в конкурентной среде.