Новости

Маленькие часики смеются «тик-так»

В своем новом фильме новозеландский режиссер Эндрю Никкол наглядно показал выражение «Время – деньги», а Джастин Тимберлейк органично вписался в роль Робин Гуда.

В своем новом фильме новозеландский режиссер Эндрю Никкол наглядно показал выражение «Время – деньги», а Джастин Тимберлейк органично вписался в роль Робин Гуда.

Режиссер и сценарист Эндрю Никкол редкими, но меткими фильмами работает с крайне кинематографичной темой – сталкивает жизнь с имитацией, подлинник с копией. В «Гаттаке» он поместил рожденного в любви и обреченного врачами на раннюю смерть мечтателя в мир генетически совершенных моделей человека. В «Симоне» скрестил мифы о Пигмалионе и Франкенштейне в условиях виртуальной реальности: герой вместо живой актрисы являл миру сгенерированную на компьютере совершенную модель для обожания. Оба фильма, правда, провалились в прокате. Но не стоит забывать, что Эндрю Никкол – автор того самого «Шоу Трумана», собравшего три премии Британской киноакадемии, три «Золотых глобуса» и три номинации на «Оскар».

Справедливости ради стоит сказать, что продюсеры не доверили Никколу самостоятельно снимать «Шоу Трумана», это сделал режиссер Питер Уир. То есть то, что новозеландец фонтанирует отличными, оригинальными идеями, но для того, чтобы его проекты собирали кассу, ему необходим куратор, было очевидно сразу. Однако это досадное обстоятельство совершенно не учли, приступая к съемкам «Времени». Никкол-сценарист нарисовал причудливую картину завтрашнего дня, но Никкол-режиссер не потянул ни бюджет для того, чтобы фантастическая экшн-драма заиграла всеми красками, ни мораль этой увлекательной истории.

Никкол всегда пытался осмыслить достаточно серьезные темы, пусть и внутри привычных жанровых границ. «Время», в этом смысле, не стало исключением, а продолжило славный ряд авторских высказываний о призрачности бытия, иллюзорности и циничности мира. Но беда в том, что Никколу пришлось изрядно упростить сценарий в расчете на массового зрителя, из-за чего картина, можно предположить, заметно потеряла в весе.

«Время» — атиутопическая лента о том, как в недалеком будущем люди научились блокировать ген старения, и время стало основной расчетной единицей их жизней: проезд в автобусе — минус час жизни, чашка кофе — минус полтора, и т.д. (идея, кстати, органично вписывается в реалии современного общества потребления). Беда лишь в том, что продолжительность самой жизни, во избежание перенаселения, решили ограничить: у каждого на руке, как концлагерный номер, теперь высвечивался циферблат, фиксирующий сколько человеку осталось.

Как водится, светлого будущего открытие блокировки гена старения не открыло, зато социальное неравенство разрослось до невероятных размеров. Богатые стали еще и бессмертными, бедные стали фактически обречены на смерть в расцвете молодости. Но ошибка Системы породила бунтаря (Джастин Тимберлейк), метящего в герои. А у героя, как водится, есть красивая спутница (Аманда Сейфрид), и суровый, харизматичный противник (Киллиан Мерфи).

Поначалу эта абсурдная, но правдивая лента честно развлекает. Актерский состав — самый что ни на есть звездный, за камерой — Роджер Дикинс, оператор братьев Коэнов, вытворяет визуальные чудеса, да и сюжет, без сомнения, изобретательный. Никкол крайне уверенно себя чувствует, иллюстрируя лишь фабулу, собственно, само словосочетание «время — деньги», однако когда пора переходить к выводам и чему-то более основательному, он начинает заметно нервничать и прятаться в монтажных склейках (недаром, иногда возникает ощущение, что некоторые кадры словно поставили на «репит»).

На протяжении всего фильма режиссер Никкол изо всех сил пытается усидеть на двух стульях, раз за разом: то пришпоривая экшн-составляющую, то, напротив, начиная давить на драматизм. Замах автора ясен, только вот результат по силе и мощи далек от катарсиса. В итоге второй час картины оборачивается такой суетливой беготней, что невольно начинаешь подсчитывать свои потраченные на просмотр фильма минуты. Пусть они ушли и не в пустую, однако мысль о том, что Эндрю Никкол все же намного умнее и тоньше своего нового произведения возникает однозначно.

А еще ассоциативно вспоминается видеоклип с Джастином Тимберлейком и Мадонной. В нем шоумены энергично двигались, чеканя вслух, как метроном, «тик-так-тик-так-тик-так», время красиво разрушало все на своем пути. А мыслей за четыре минуты хронометража, кажется, было изложено куда больше, чем у режиссера Никкола за два часа.

Пошел в горуНесмотря на затишье в музыкальной карьере, кинокарьера певца Джастина Тимберлейка, напротив, набирает обороты. От статиста в фильме «На связи» 2001 года, в титрах которого Тимберлейка даже не указали, через пару лет он уже снимался в ролях второго плана в «Альфа доге» и «Секс гуру». Большое впечатление на зрителя произвело его появление в прошлогодней «Социальной сети» Дэвида Финчера. После выхода «Секса по дружбе» и «Очень плохой училки» Джастина можно было бы уличить в несмешном комиковании на экрании, но «Время» расставило все на свои места. С главной ролью в антиутопии бывший участник бойз-бэнда справился неплохо.