Инвестиции

Труба в тумане

Казахстан отложил строительство Транскаспийского газопровода (ТКГ). Для президента РК Нурсултана Назарбаева будущее газопровода туманно, а предправления КМГ Болату Акчулакову не хватает определенности правового статуса Каспия. Но дело не только в позиции Казахстана: ни у него, ни у Туркменистана пока нет для трубы газа, а Россия снизила цены на поставки газа в Европу. Тем самым она решила на текущий момент свои энергетические проблемы и сделала строительство трубы экономически непривлекательным.

Казахстан отложил строительство Транскаспийского газопровода (ТКГ). Для президента РК Нурсултана Назарбаева будущее газопровода туманно, а предправления КМГ Болату Акчулакову не хватает определенности правового статуса Каспия. Но дело не только в позиции Казахстана: ни у него, ни у Туркменистана пока нет для трубы газа, а Россия снизила цены на поставки газа в Европу. Тем самым она решила на текущий момент свои энергетические проблемы и сделала строительство трубы экономически непривлекательным.

В понедельник президент Казахстана Нурсултан Назарбаев назвал перспективу строительства Транскаспийского газопровода очень туманной. «Это пока на уровне разговора, много лет идет», – заявил г-н Назарбаев в Москве в интервью агентствам «Интерфакс» и РИА «Новости».

Вслед за ним более определенно выразился глава НК «КазМунайГаз» Болат Акчулаков. По его словам, Казахстан не начнет обсуждать строительство ТКГ, пока не будет определен правовой статус Каспийского моря. «Пока вопрос о правовом статусе не будет определен, мы проектом этим не занимаемся», – уточнил он на форуме ФЕАМ в Астане.

Напомним, по проекту, ТКГ должен стать частью проекта Nabucco (см. справку) – газовой магистрали без участия российской стороны, за счет которой ЕС надеется снизить свою зависимость от российских поставок.

Формально против него выступают Россия и Иран, мотивируя свою позицию тем, что для реализации трубопроводного проекта необходимо согласие всех прикаспийских стран.

Со своей стороны, проект активно лоббируют США и ЕС. Они считают, что для Nabucco достаточно согласия только тех стран, которые участвуют в проекте. «Если Туркменистан, Азербайджан и Евросоюз придут к соглашению о строительстве такого трубопровода, не может быть никаких других препятствий для строительства этого трубопровода», – заявил в минувшую среду в Ашхабаде старший советник Спецпосланника Госдепа США по евразийской политике Даниэль Штайн.

Однако, по информации Агентства по исследованию рентабельности инвестиций, интерес к проекту за всю его историю напрямую зависел от урегулированности вопросов по поставкам газа между Туркменистаном, Россией и Европой.

Где в Nabucco ТКГNabucco – проектируемый магистральный газопровод длиной 3300 км из Туркмении и Азербайджана в страны ЕС. Он пройдет через Казахстан, Туркменистан, Азербайджан, Грузию, Турцию, Болгарию, Венгрию, Румынию, Австрию и Германию. Проектная мощность — 26–32 млрд куб. м газа в год. Предполагаемая стоимость проекта —7,9–14 млрд евро. В настоящее время уже построен газопровод «Баку – Тбилиси – Эрзурум» (БТЭ). Транскаспийский газопровод должен соединить Тенгиз, Туркменбаши и Баку с БТЭ. Стоимость прокладки трубы оценивается в 1,2 млрд евро.
После того, как Россия снизила цены на газ, поставляемый в Европу, экономическая выгода от строительства ТКГ стала туманной. «Если Европа договорится с Россией по снижению цен на газ, то строительство ТКГ будет экономически нецелесообразным – в Европе не хватит спроса, чтобы купить весь газ в трубе. После стабилизации ситуации в Северной Африке экспорт поставщиков из Ливии и Алжира повысил конкуренцию на европейском рынке. Принятие третьего пакета законов по либерализации энергетического сектора вынудило «Газпром» пойти на уступки и понизить цены на газ в I квартале следующего года, чтобы не угрожать целесообразности строительства Северного и Южного потоков, в которые уже вложены крупные инвестиции», – пояснил «Къ» младший аналитик «Инвесткафе» Виталий Михальчук.

Еще одной причиной, по которой Казахстан отложил ТКГ, аналитики называют отсутствие газа для трубы. Если рассматривать возможность участия в Транскаспийском газопроводе с практической стороны, то в настоящий момент Казахстан пока не имеет для этого и свободных ресурсов. «По данным ИАЦ НГ Миннефти и газа РК, добыча газа в Казахстане в январе-сентябре 2011 года составила 29,5 млрд куб. м, из них на экспорт было отправлено 18,24 млрд куб. м. При этом вывоз «голубого топлива» из страны за отчетный период, по сравнению с январем-сентябрем 2010 года, вырос на 62%. Из общего объема экспорта газа в январе-сентябре 2011 года в Россию из Казахстана было поставлено 11,61 млрд куб. м. По данным ЦДУ ТЭК РФ, из Туркменистана в январе-сентябре 2011 года Россия импортировала 7,3 млрд куб. м газа», – сообщила «Къ» аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций Камилла Манакова.

Пока же – до решения вопроса по одобрению II стадии освоения Кашагана, газа для ТКГ в Казахстане не будет. Но газа нет и в Туркмении: «Добыча газа в этой стране в 2010 году составила 22,5 млрд куб. м, при этом в Россию была экспортирована почти половина этого объема – 11 млрд куб. м.
Несмотря на заявление вице-премьера Туркмении Баймурада Ходжамухамедова о планах по увеличению добычи газа до 230 млрд куб. м и экспорта до 180 млрд куб. м к 2030 году, следует помнить, что большая часть туркменских месторождений относится к сложным и их разработка потребует значительных инвестиций», – сообщил г-н Михальчук.

На завершившемся вчера в Астане 30-м заседании специальной рабочей группы по разработке Конвенции о правовом статусе Каспия значимых подвижек в решении каспийской проблемы не произошло.

Как боролись за ТКГ (по данным АИРИ)Впервые идея проекта была озвучена в США в 1996 году.
В 1999 году Турция, Грузия, Азербайджан и Туркменистан подписали ряд соглашений по реализации ТКГ.
Летом 2000 года проект был приостановлен из-за нерешенных вопросов правового статуса Каспия и противостояния Ирана и России. В 2006 году интерес к Транскаспийскому газопроводу возобновился из-за российско-украинского «газового диспута». 12 мая 2007 года Россия, Казахстан и Туркменистан подписали соглашение о транспортировке центральноазиатского газа в Европу по нитке «Средняя Азия–Центр», что фактически ставило крест на проекте ТКГ.
В 2009 году отношения между Москвой и Ашхабадом резко обострились из-за несогласованности цены на газ. Глава Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов 28 февраля нынешнего года в Ашхабаде заявил, что прокладка подводных трубопроводов по дну Каспия должна осуществляться с согласия лишь тех государств, через участки дна которых они будут построены. То есть, в данном случае, Туркменистана и Азербайджана.
12 сентября 2011 года Совет Европы впервые в истории Евросоюза предоставил Еврокомиссии мандат на проведение переговоров с Азербайджаном и Туркменистаном о подписании международного соглашения по проекту Транскаспийского газопровода. МИД России тогда выразил недоумение по поводу вмешательства Брюсселя в дела прикаспийской «пятерки».
4 октября 2011 года Казахстан получил официальное приглашение от Евросоюза участвовать в Транскаспийском газопроводе, озвученное еврокомиссаром по энергетике Гюнтером Оттингером.