Новости

«Компромисс» Довлатова в интерпретации Говорухина

В казахстанский прокат вышел новый фильм Станислава Говорухина «Конец прекрасной эпохи», в основу сценария которого был положен сборник рассказов Сергея Довлатова «Компромисс». Эта лента в июне открыла 26-й «Кинотавр».

В казахстанский прокат вышел новый фильм Станислава Говорухина «Конец прекрасной эпохи», в основу сценария которого был положен сборник рассказов Сергея Довлатова «Компромисс». Эта лента в июне открыла 26-й «Кинотавр».

Фильм снят в черно-белых тонах. В одном из интервью Станислав Говорухин заметил, что он любит черно-белое кино и испытывает к нему большее доверие. Кроме того, это фильм-ретро про 60-е годы и режиссеру хотелось создать впечатление, что он и снят в те годы, только без цензуры.

Казалось бы, кому сейчас интересна та эпоха? Зачем это все? Но господин Говорухин и не рассчитывает на коммерческий успех своего детища. Этот фильм – он для тех нескольких миллионов зрителей, которым нравится «другое» кино. Впрочем, если отвлечься от политической подоплеки, у мэтра получилась просто интересная и эстетически приятная во всех смыслах простая и ненавязчивая история.

Чего не отнять у Говорухина, так это умения за считанные минуты задать правильный тон всей ленте. Фильм начинается с документальной нарезки самых ярких моментов хрущевской оттепели: Гагарин отправляется в космос, Булат Окуджава поет свой «Полночный троллейбус», Высоцкий читает со сцены Таганки монолог Гамлета.

Молодой журналист Андрей Лентулов из-за слишком свободных взглядов на окружающую его советскую действительность, а также принципиальный отказ от вольнодумства потеряв работу в Ленинграде отправляется в славный город Таллин, который «почти заграница»… писать материалы про рекордные надои и приезд генсека в Польшу. Андрей разумеется соглашается, хотя журналистика ему не интересна. Он чувствует себя писателем и конечно же понимает, что и в Таллине скорее всего надолго не задержится.

В общем, эта история о том, что какими тяжелыми бы ни были времена и как бы сильно не «закручивались гайки» свободные люди все равно останутся.

«Конец прекрасной эпохи» – не прямая экранизация довлатовского «Компромисса». Это фильм «по мотивам», поэтому искать Довлатова в каждом кадре, пожалуй, не стоит. Собственно в повествовании романтичного Сережу Довлатова сменил более «земной» (очень хочется сказать гламурный) Андрей Лентулов, который слишком приятен и легок для Довлатова.

Он разрывается между необходимостью зарабатывать деньги в советской газете и работой над своей антисоветской рукописью. Он много пьет, заводит интрижки с разными женщинами, путешествует по отделениям милиции. И снова пьет и разговаривает с собутыльниками на вечные темы.

А для того чтобы снизить градус беззаботности жизни Андрея, Сергей Говорухин (у Довлатова этого не было и в помине) организовывает ему серьезный роман с редактором Мариной, которая периодически возвращает Андрея на грешную землю:

— Пушкин волочился за женщинами, Достоевский предавался азартным играм, Есенини пил – пороки свойственны гениальным людям…

— С твоими пороками тебе нужно быть как минимум Хэмингуэем!

А заодно олицетворяет собой диалектику выбора: свобода (говорить, писать, думать, встречаться с разными женщинами) или стабильность (стабильная зарплата за репортажи о рекордных удоях, любимая женщина рядом, налаженный быт).

Очень порадовал молодой актер Иван Колесников, который и сыграл Андрея Лентулова.

Говорухин никогда не боялся брать неизвестных актеров на главные роли, зачастую открывая новые имена для российского кинематографа. Между прочим известная ныне Светлана Ходченкова, сыгравшая в фильме Марину, тоже его открытие.

Вообще об актерском составе можно говорить долго и с придыханием. Сергей Гармаш со своей жизненной правдой, Федор Добронравов в роли пьющего фотографа, Дмитрий Астрахан – это актеры, которые не умеют «халтурить», а зритель получает удовольствие от их игры.

Кроме того, у самого Станислава Говорухина получилась непередаваемая сатирическая мелодия всего происходящего, исполненная без капельки фальши. Рассказ про Линду Пейпс и 400-тысячного новорожденного таллинца, которым стал эфиоп. А журналист сообщивший эту новость тут же получил нагоняй — как какой-то гуталин может стать юбилейным жителем советской республики! Вся эта советская мораль с красными флагами снаружи и чеховским «как бы чего не вышло» изнутри выглядит здесь гармонично, а главное — абсолютно повседневно.