В Казахстане 85% депозитов физлица перевели в доллары, заявила заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Юлия Якупбаева на пресс-конференции в Астане.
«За август произошли очень резкие перевороты населения и нацкомпаний в доллар. На 1 сентября соотношение по депозитам физлиц (в Нацбанке – Авт.) составило 2,85. Это совсем плохо. В отдельных банках уже 85% депозитов физлиц в долларах. Для того, чтобы доллар пошёл вниз, необходимо, чтобы начались перевороты в тенге», — заявила на брифинге Юлия Якупбаева.
По ее словам, казахстанцы перестали доверять нацвалюте из-за проведенных в короткие сроки нескольких корректировок тенге. Именно по этой причине любую прибыль люди стремятся перевести в доллары.
В связи с этим, как сообщила Якупбаева, Национальная палата обращается к Нацбанку РК с тем, чтобы банк обеспечил свободный доступ к национальной валюте и кредитованию экономики по приемлемым ставкам. Кроме того, по мнению зампреда правления Национальной палаты предпринимателей, главный банк Казахстана осуществляет действия, прямо противоположные политике Правительства.
«Для того чтобы ограничить спекулятивный настрой, Нацбанк повышает свои ставки по доступу к ликвидности. Это на самом деле очень опасно, потому что мы и так сегодня видим, что ставки для кредитования серьёзным образом растут и на фоне той помощи, которую правительство оказывает реальному сектору экономики через банки. Получается, что Нацбанк ведёт прямо противоположную политику – он сужает количество денег в экономике. Наверное, это не совсем правильно. Поэтому, мы считаем, что здесь надо находить какие-то взаимоприемлемые точки и для Правительства, и для Нацбанка так, чтобы можно было кредитовать, не увеличивая инфляцию и не увеличивая давление на золотовалютные резервы страны», — сказала Якупбаева.
Напомним, 20 августа Правительство Казахстана объявило о переходе к свободно плавающему обменному курсу. Тогда же глава Нацбанка Кайрат Келимбетов заявил, что в новых условиях банк больше не будет вмешиваться в формирование обменного курса. Но оставляет за собой возможность участия на внутреннем валютном рынке путем проведения валютных интервенций в случае необходимости обеспечения стабильности финансовой системы страны.