Новости

Украинский капкан для казахстанских инвестиций

По мнению экспертов, приватизация украинской энергетики дело чересчур рискованное.

Будучи в Астане, представители украинского правительства пригласили казахстанский бизнес поучаствовать в приватизации, предложив выкупить один из самых лакомых кусочков любой экономики – энергетический сектор. Но, по мнению экспертов, в данное время инвестирование в дальних соседей – дело чересчур рискованное.

О том, что со стороны казахстанских компаний существует определенный интерес к инвестициям в украинскую энергетику, в разговоре с журналистами в Астане сообщил министр энергетики и угольной промышленности Украины Владимир Демчишин.

«У казахской стороны достаточно большой интерес к приватизации энергетических украинских компаний. Это и теплогенерирующие, поскольку у них весьма большой опыт в обслуживании и обеспечении их углем, сети их интересуют. Они вчера проявили интерес к нашими облэнерго, которые были выставлены на приватизацию, теплокоммунэнерго. То есть, их очень интересует теплогенерирующая инфраструктура», – сказал он.

По его словам Демчишина, украинская сторона уже обсудила возможности прихода казахстанского капитала на свой рынок с представителями власти Казахстана и частными энергетическими компаниями, и интерес с их стороны нешуточный. Однако эксперты в этом сомневаются.

Казалось бы, украинский рынок потребления энергии действительно лакомый кусок для инвестора, более 40 млн населения и довольно развитая энергоемкая тяжелая промышленность, дают возможность в сравнительно кратчайшие сроки вернуть инвестиции и выйти в прибыль. Но, по мнению директора Центра исследований прикладной экономики Жаныбека Айгазина, маловероятно, что отечественные энергетические компании пойдут осваивать украинский рынок.

«С точки зрения диверсификации, приход наших энергетических компаний в Украину, с ее большим рынком потребления энергии, это логичный ход. Теоретически, на это могли бы пойти КЕГОК и «Самрук-Энерго». Однако на приватизацию объектов потребуется довольно много средств. К тому же, наверняка, условия приватизации подразумевают и последующие периодические вложения в модернизацию и развитие как самих объектов приватизации, так и сопутствующей инфраструктуры. Учитывая нынешнюю экономическую ситуацию в Казахстане, вряд ли у компаний есть достаточные свободные средства. С кредитами тоже не просто, у казахстанских банков сейчас мало «длинных» денег. Единственное, что «Самрук-Казына» может в этом плане помочь своей «дочке», но это уже будет волевое решение», – считает г-н Айгазин.

Еще один крупный игрок рынка – АО «Центрально-Азиатская Электроэнергетическая Корпорация» («ЦАЭК»), заявил, что в данное время деятельность компании сфокусирована на развитии принадлежащих ему генерирующих, передающих и поставляющих электрическую и тепловую энергию компаний в Павлодарской, Северо-Казахстанской и Акмолинской областях, а также сбытовой компании в г. Астане. И в их планах нет выхода на зарубежные рынки.

«С 2009 года на предприятиях АО «ЦАЭК» реализуется масштабная инвестиционная программа по модернизации и реконструкции активов, направленная на их развитие, повышение эффективности и рентабельности. Кроме развития дочерних предприятий АО «ЦАЭК» планирует также участие в проектах по расширению регионального присутствия на рынках Казахстана. Данная Стратегия выработана во взаимодействии с акционерами АО «ЦАЭК» – Европейским Банком Реконструкции и Развития, Исламским Инфраструктурным Фондом», – сообщили в компании.

Есть еще три причины, по которым казахстанские инвестиции в энергетический сектор Украины не выглядят привлекательными. Первая – это состояние самого сектора. Так, по официальным данным задолженность физических лиц только в Киеве на 1.07.2015 года достигала 157,7 млн грн. (более двух млрд тенге). К тому же, в основном, выставленные на продажу активы энергетического сектора не в самом лучшем состоянии, во многом из-за длительного отсутствия финансирования, достаточного для модернизации и развития. И, как выше уже отметил г-нАйгазин, приведение в порядок этого хозяйства потребует дополнительных вливаний. Вторая причина – это невнятное законодательство страны.

Собственно, по планам правительства Украины более 200 объектов, в том числе и несколько ГЭС, облэнерго и т. д., должны были отдать инвесторам уже в этом году, однако приватизацию перенесли на следующий год. Причинами продления названо то, что уполномоченные органы управления госсобственностью тормозят процесс передачи в фонд госимущества активов для приватизации. Кроме того, в Верховной Раде пока не приняли законодательные изменения для проведения эффективной приватизации.

«Как бы ни были плохи наши институты (власти – «Kъ»), они все же есть и они задают определенные правила поведения на рынке. Наши институты, безусловно, тормозят наше развитие, но все-таки работают.В Украине состояние институтов совсем плачевное. То есть там нет хоть сколько-нибудь определенных правил, которым следуют все.В Украине не то что пришлый человек, сами украинцы точно не знают, по каким правилам вести свои дела, – говорит директор «Oil Gaz Project» Жарас Ахметов, – Собственно, это и послужило одной из глубинных, от того не совсем видимых, причин смещения Януковича. А до него не переизбрание Ющенко или не избрание Тимошенко.Но после Майдана реального изменения состояния институтов не произошло. Тому есть много причин. В первую очередь – неспособность украинских элит поступиться собственными интересами в пользу интересов страны», – считает эксперт.

Ну и, наконец, последняя причина, не позволяющая рассматривать энергетический сектор Украины, как удачное вложение средств, это политическая нестабильность. По мнению Ж. Айгазина, нынешнее положение дел в Украине не позволяет с уверенностью заверить потенциальных инвесторов, что завтра к власти не придут новые люди, и не решат национализировать приватизированные активы.