Новости

Финны составят конкуренцию казахстанским текстильщикам

На казахстанский рынок спецодежды в октябре зашла финская компания Lindstrom, представленная в 24 странах мира. «Къ» обратился к местным игрокам рынка, чтобы узнать их реакцию на новоприбывшего европейского конкурента.

На казахстанский рынок спецодежды в октябре зашла финская компания Lindstrom, представленная в 24 странах мира, чей годовой оборот средств составляет в среднем 300 млн евро. По словам президента компании Юхи Ларио, за месяц компания заключила контракты с более 30 алматинскими компаниями. «Къ» обратился к местным игрокам рынка, чтобы узнать их реакцию на новоприбывшего европейского конкурента.

Говоря о потребностях казахстанских компаний в услугах по предоставлению спецодежды, глава Lindstrom Юха Ларио отметил, что сегодня 150 млн евро из 300 млн евро годового оборота компании приходится на Финляндию с населением 5 млн человек, поэтому в Казахстане он видит большую перспективу. «Я заметил, что Казахстан всегда открыт к каким-то новым идеям, поэтому мы рассматриваем этот рынок как потенциальный для деятельности нашей компании. Мы хотим начать работать по направлению аренды рабочей одежды», — сказал он в беседе с «Къ». Спецодежду компания производит сама и предоставлят местным компаниям в аренду. В Казахстане она намерена работать с автомастерскими, автомобильными дилерскими центрами, предприятиями пищевой промышленности, розничной торговли, строительной индустрии, фармацевтики, металлургии и нефтяной промышленности.

«Къ» попросил местных участников рынка оценить шансы на успех своего финского конкурента. По мнению менеджера по продажам компании General Safety Сержана Мендигалиева, местные компании предпочитают импортируемую спецодежду, которая обычно стоит на 20-30% дешевле, чем одежда местного производства. «Есть несколько российских компаний в Казахстане, которые предоставляют спецодежду в аренду. И, насколько мне известно, наши компании такими услугами редко пользуются. Обычно спецодежду у нас берут на сезон. Предназначенная на сезон одежда недорогая, поэтому, когда она изнашивается, покупается новая. К примеру, если на летний сезон строительная компания покупает одежду на 100 человек, то зимой она берет не больше 50-60 форм», — говорит г-н Мендигалиев.

По его словам, около 80% спецодежды – привозная, и основной импорт идет из Китая и России. А согласно информации, озвученной на презентации законопроекта «О государственно-частном партнерстве» в феврале текущего года вице-премьером Казахстана Даригой Назарбаевой, занимавшей на тот момент должность вице-спикера мажилиса парламента РК, отечественные текстильщики закрывают 10% всего объема местного рынка спецодежды.

«Тех, кто занимается пошивом спецодежды, очень мало, их где-то 10 наберется. А перекупщиков сотни. Наши компании спецодежду выбирают всегда в зависимости от стоимости. А у финнов ничего дешевого нету. Сырье они сами тоже не производят. Поэтому я сомневаюсь, что аренда спецодежды для наших компании будет выгодной. Что касается наших цен, все зависит от того, какую одежду хочет заказчик: хочет недорогую – сошьем недорогую, хочет хорошего качества – и цена будет соответствующая», — говорит директор компании TOO ALMATY SAFETY TRADE Галым Торемуратов.

В Ассоциации предприятий легкой промышленности считают, что рынок спецодежды — это сильная позиция местных производителей, которую не нужно отдавать зарубежным компаниям. По словам президента Ассоциации предприятий легкой промышленности Любови Худовой, услуги по предоставлению спецодежды и уходу за ней в стране успешно оказывают и местные компании. «Так работает компания Kazakhstan Textiline для горнорудной компании «Казцинк». Аналогичные услуги оказывает в городе Жезказган производственная компания «Ютария» для компании «Казахмыс». То есть, делает то же самое, что и хочет предложить финская компания, и я не понимаю, почему эта компания пришла на наш рынок», — сказала глава ассоциации в беседе с «Къ». По мнению г-жи Худовой, ввоз спецодежды из-за рубежа нужно вовсе ограничить, так как спрос рынка могут удовлетворять местные компании – дело стоит только за местными заказчиками. «Мы сами можем делать эту работу, и сами здесь создаем рабочие места. Как делают в других странах? Они ограничивают импорт, если у них имеется производство аналогичных товаров. Так работает Беларусь, так работает Узбекистан, и Китай так делает. Если бы наши национальные компании повернулись бы лицом к отечественным производителям, мы могли бы так же работать на условиях аутсорсинга. Это реальные, хорошие проекты, которые нужно реализовывать. Компаниям выгодно так работать», — считает специалист.

Тем временем финская компания заключила договоры с более 30 алматинскими компаниями. Ее руководство уверяет, что спецодежда на аутсорсинге заказчики могут сэкономить как минимум 20% своих средств, затрачиваемых обычно на покупку униформы для своих сотрудников.

Справка:

Каково соотношение импорта и экспорта изделий легкой промышленности Казахстана?

Согласно данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики, в период с января по август 2015 года в Казахстан были импортированы текстильные изделия на сумму $622 907,7 тыс., а головные уборы и обувь — на $ 273 576,2 тыс. Экспортированные казахстанские текстильные изделия составили сумму $56 361,1 тыс., а обувь и головные уборы — $14 598,6 тыс.

Согласно итогам деятельности легкой промышленности РК за 2014 год, опубликованном на сайте Комитета индустриального развития и промышленной безопасности, в структуре отрасли 51% приходится на производство текстильных изделий, 42% — на производство одежды и 7% занимает производство кожаной и относящейся к ней продукции. Свыше 90% всех действующих предприятий легкой промышленности составляют средние и малые предприятия. В январе-октябре 2014 года доля легкой промышленности в объеме промышленного производства составила 0,34%.