Вопреки ожиданиям потенциальных конкурентов Казахстан начал переговоры по строительству первой в стране АЭС с японской Toshiba. С другой стороны, интерес обоюден, поэтому и приезжал, как считают эксперты, в Казахстан премьер-министр Японии Синдзо Абэ.
Нынешняя заинтересованность Японии принять участие в строительстве АЭС в Казахстане, глава правительства Страны восходящего солнца подчеркнул в ходе встречи с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым.
«Что касается строительства АЭС в Казахстане, то мы будем укреплять свое взаимодействие в этой области. Также начнется сотрудничество в сфере подготовки квалифицированных кадров для промышленности и внедрение японской системы диагностики в медицине», – заявил он.
По мнению экспертов, интерес Японии к Казахстану обусловлен «с учетом возросшей в последние годы зависимости страны от внешних поставщиков природных запасов». Речь, по словам политолога Валерия Куликова, идет о нефтегазовых и урановых ресурсах Казахстана. «Поскольку Казахстан обладает вторыми по величине резервами урана в мире, правительство Абэ рассчитывает создать здесь основу для долгосрочной конкуренции с другими иностранными компаниями в атомной отрасли», – говорит эксперт.
Что касается АЭС, планы строительства которой анонсировались ранее и даже указывалось на конкретного исполнителя проекта – российский «Росатом», то, можно говорить о том, что у россиян появился потенциальный конкурент. А конкуренцию же российскому «Росатому» готова составить японская Toshiba, предложившая Казахстану поставку реактора мощностью один гигаватт за $3,7 млрд. Строительство этой АЭС предлагается начать в 2018 г. и закончить в 2030 г., с возможностью получения первой энергии с электростанции уже на рубеже 2023-2024 гг.». Как ранее сообщали СМИ, японская сторона уже до конца марта 2016 года намерена заключить контракт на поставку реактора мощностью 1 ГВт примерно за $3,7 млрд.
Глава совета директоров Toshiba Масаси Муромати, которой принадлежит корпорация Westinghouse Electric, по сообщению Reuters, официально подтвердил переговоры с Казахстаном по поставке оборудования для первой АЭС в республике. Факт конкуренции подтверждают и косвенные источники – в начале января японская газета «Емиури симбун» со ссылкой на источники высказалась о том, что Toshiba может поставить ядерный реактор типа AP-1000 (1 ГВт), произведенный дочерней американской Westinghouse Electric. По данным этих изданий, нацкомпания «Казатомпром» согласилась на поставку японского оборудования после переговоров в декабре 2014 года. Таким образом, стало известно, что ожидается заказ на $3,34-4,17 млрд. Заключение контракта ожидается до конца финансового года, а год, как известно, в Японии заканчивается 31 марта.
Насколько высоки шансы, говорить пока сложно – все зависит от позиции руководства Казахстана, которая, похоже, при определенном взаимовыгодном раскладе не против отдать проект японцам. Нурсултан Назарбаев подчеркнул на встрече с премьер-министром Японии, что две страны являются союзниками в деле ядерного разоружения, нераспространения, а также мирного использования атомной энергетики. «Между нашими странами нет разногласий ни в экономической, ни в политической сфере. Казахстан намерен сотрудничать с вашей страной по всем направлениям», – заметил он.
Как говорят специалисты, главным камнем преткновения в переговорах с российской стороной было то, что Астана настаивала на реакторе средней мощности, которого нет у «Росатома» .Стоимость же строительства крупного реактора глава госкорпорации Сергей Кириенко ранее оценивал в $5 млрд. Между тем, по мнению специалистов, проверенных установок средней мощности нет и у Westinghouse. Они считают, что для реактора мощностью от 1 ГВт не хватает сетевой инфраструктуры. Известно, что реактор AP-1000 используется при строительстве АЭС в Китае и США, как и то, что в 2014 году Westinghouse договорилась с Болгарией о строительстве по этой технологии нового блока на АЭС «Козлодуй».
Напомним, что ранее предполагалось, что «Росатом» будет строить в Казахстане первую АЭС. Проект соглашения года о сотрудничестве в строительстве АЭС между российской госкорпорацией и Минэнерго Казахстана был подготовлен и отправлен на согласование в сентябре 2014 года. Утверждения документа ждали в 2015-м. Но за это время, как известно, так и не были выбраны ни площадка, ни тип реактора.
Несмотря на то, что почти все АЭС в бывших советских республиках и странах соцлагеря строились по технологиям «Росатома» и по сей день зависят от его топлива, госкорпорация, как отмечают эксперты, в последние годы проект за проектом близка к фиаско, и это связано с тем, что вынуждена вступить в жесткую конкуренцию с Westinghouse.
В 2014 году в тендере CEZ Group, (70% которой принадлежат правительству Чехии) на достройку двух блоков АЭС «Темелин» с общей мощностью 2 ГВт до финала дошли Westinghouse, «Росатом» и чешская Skoda JS. Но тендер в итоге был отменен. Новое правительство Украины также формально расширяет сотрудничество с Westinghouse. Неожиданный провал своих планов «Росатом» потерпел и в Болгарии в 2012 году, когда та отказалась от строительства АЭС «Белене» по российскому проекту, несмотря на то, что соглашение о сооружении было подписано задолго – еще в 2006 году.
Однако, несмотря на наступательную позицию Toshiba, по мнению главного редактора Nuclear.ru Ильи Платонова проект в Казахстане «Росатом» окончательно не потерял – договоренности с Toshiba могут быть и предварительными. С технологической точки зрения, добавляет эксперт, Казахстан может выбрать любого из поставщиков, а определяющими будут «неатомные» факторы – от готовности финансировать проект до «геополитических предпочтений». Таким образом, российский проект пока еще на предварительной стадии и имеет шансы на реализацию.
Тем не менее, визит Синдзо Абэ – это не простая прогулка по Центральной Азии. Япония очень заинтересована в экспорте технологий и оборудования для атомной промышленности, а Казахстану нужна стабильность. Во всех отношениях. И, судя по тональности переговоров в Астане, стороны правильно поняли друг друга. «Казахстан и Япония – дальние соседи, но очень близкие друзья. Всестороннее развитие отношений с вашей страной является одним из важнейших приоритетов нашей внешней политики с первых дней нашей независимости. Все годы Астана и Токио являются надежными партнерами, мы всегда поддерживаем друг друга, у нас много общего», – сказал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на встрече с Синдзо Абэ в расширенном составе в Астане на исходе октября 2015-го.
Визит японского премьера в Казахстан не ограничился вопросами атома. В Астане говорили о не менее приоритетных отраслях двустороннего сотрудничества. В их числе разведка редкоземельных металлов, атомная энергетика, банковский сектор, химическая промышленность, сельское хозяйство, транспортная сфера.
По итогам визита японского премьер-министра в Казахстан были достигнуты соглашения по совместным заявлениям о расширении стратегического партнерства между Республикой Казахстан и Японией, а также о всестороннем запрете ядерных испытаний. Кроме того, лидерами двух стран был подписан протокол о сотрудничестве между Комитетом по финансовому мониторингу Министерства финансов РК и Японским центром финансовой разведки Национальной общественной комиссии по безопасности Японии в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Справка
Westinghouse занимается проектированием энергоблоков АЭС. В настоящее время около 75% мирового рынка ядерного топлива (годовой оборот которого составляет более $35 млрд), поделено между тремя компаниями мирового уровня: американо-японской Westinghouse (31%), французской Areva (27%) и российской ТК «ТВЭЛ» (17%).
Вместе с тем, являясь крупной транснациональной корпорацией, Westinghouse контролирует до 50% всех коммерческих энергоблоков мира. Westinghouse тесно связан с производством ядерного оружия, поставляя механическое оборудование для атомных заводов.