Пришло время казахстанским ученым научиться коммерциализировать свои проекты, говорят организаторы IX Международной научной конференции молодых ученых. По их словам, ученые смогут помочь государству сэкономить бюджетные средства, если найдут общий язык с местным бизнесом.
Как отметил член Совета молодых ученых (СМУ) при «Фонде Первого Президента РК» Махмут Томанов в беседе с «Къ», сегодня бизнес в международном масштабе испытывает нехватку идей, чего у людей науки обычно в избытке. Поэтому СМУ в этом году изменил формат конференции, и вместо ученых-лекторов пригласили ученых-бизнесменов.
«Согласно посланию Главы государства, 63 шаг предполагает развитие инновационного кластера, а что касается следующего шага, президент говорил, что науку нужно настроить на то, чтобы она помогала производить конкурентоспособные казахстанские продукты. А у бизнеса сейчас идей нет. Нужно обращаться к науке», — говорит г-н Томанов.
Проекты и идеи ученых, по его словам, зачастую остаются где-то в архивах просто по той причине, что они не умеют их коммерциализировать. Всему виной – неумение ученых разговаривать с бизнесменами – в само прямом смысле.
«Мы сейчас намерены обучить людей искать деньги, потому что с инвесторами не каждый ученый может найти общий язык. К примеру, мы даже недавно проводили фестиваль Science Slam, где ученые должны были простым языком объяснить широкой публике о своих исследованиях. В этом направлении мы начали работать. Нам нужно подумать над тем, как эти идеи и разработки ученых «причесать», чтобы они были понятны инвесторам», — сказал специалист.
На сомнения «Къ» по поводу разумности решения просить денег у бизнеса во время кризиса на высокорискованные проекты, эксперт попросил взглянуть на дело с другой стороны. По его мнению, если научить местных бизнесменов вкладываться в разработки местных проектов, государство сможет сократить расходы на дорогостоящие зарубежные идеи. А промышленный образец некоторых казахстанских проектов стоят совсем не дорого – где-то около 100 тыс. тенге. Но если правильно выстроить бизнес-процесс, проект может приносить инвестору несколько миллионов.
К удивлению, некоторые зарубежные эксперты также считают, что кризис является наиболее удачным временем для стартаперов.
«Это одна из самых лучших возможностей выходить на рынок по очень простой причине – вы начинаете с чистого листа. У вас нет всех сложностей, полученных в наследство от старых инфраструктур, нет долгов, которые вас тянут назад. А все вложения, которые были сделаны до девальвации, сейчас начинают обесцениваться. И когда вы выходите на рынок, расстояние между вами и действующими игроками сокращается. Это хорошее время, для того, чтобы выйти и начать «биться лоб в лоб» с лидерами рынка», — говорит член грантового комитета инновационного центра в России «Сколково» Иван Нечаев.
Однако, по мнению местных ученых, интерес к идеям местных ученых не проявляют сегодня даже государственные структуры, не говоря о частных инвесторах. Как считает профессор Нового экономического университета им. Т. Рыскулова Ляззат Баймагамбетова, казахстанские ученые готовы брать на работу заказы на инновационные разработки как от государства, так и от частных компании, что уже давно практикуется зарубежом. Но ученым не дают проекты, так как не желают финансировать.
"В США, к примеру, заказы на научно-исследовательские опытно-конструкторские разработки идут от транснациональных компаний. В Германии, если бизнес не может чего-то решить, он привлекает студентов. А у нас науке этого не заказывают, а пытаются сами на себя потянуть прибыль. У МСБ, возможно, нет денег на эти проекты, согласна, но национальные компании почему не заказывают ученым? А мы сейчас не чувствуем интереса даже со стороны ведомств. Мы не требуем денег — нам важно, чтобы они оценили, и внедрили в практику наши разработки», — пожаловалась г-жа Баймагамбетова.
По ее словам, сегодня наука мало-мальски финансируется государством, но 10-15 тыс. тенге в месяц для того, кто занимается наукой – минимальная помощь.
Опираясь на российскую практику, специалист Института Дальнего Востока Российской академии наук Виктор Андрианов считает, что не частные инвестиции, а именно госфинансирование на начальном этапе проекта – самый правильный подход, так как госструктуры обычно не вмешиваются в процесс в отличие от частных инвесторов, которые из страха потери вложенных средств обычно претендуют на управление научными разработками. Возникающие при этом трения между инвесторами и учеными обычно приводят к провалу проекта, говорит эксперт. По его словам, в России сегодня именно государство является источником больших средств для развития научных проектов.