Отмена ценового регулирования в Казахстане может быть преждевременным решением, — считают экономисты, опрошенные Къ. Они опасаются, что экономика Казахстана еще не готова к полному рыночному ценообразованию и решение правительства «отпустить цены» может привести к повышению уровня инфляции в стране.
Напомним, что в Казахстане с 1 января 2017 года отменят ценовое регулирование.
Об этом в ходе пресс-конференции в СЦК заявил председатель Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции МНЭ РК Серик Жумангарин.
Он уточнил, что с 1 января 2017 года ценовое регулирование отменяется с заменой на инструменты антимонопольного регулирования. Так, с 1 января 2016 года реестр доминантов рынка будет вестись только в отношении субъектов высококонцентрированных (регулируемых) рынков. А с 1 января 2017 года реестр вообще будет отменен.
«Потому что любое ценовое регулирование — это барьер для бизнеса. Для нормального развития экономики альтернативы развития конкуренции нет», — пояснил он.
Что это означает?
По словам экономистов, отмена ценового регулирования означает, что теперь компаниям, являющихся субъектами естественных монополий на том или ином рынке с 2017 года необязательно будет согласовывать свои тарифы и цены на услуги и товары как они делали это ранее.
«О чем идет речь: если какая-то компания занимает монопольное или доминирующее положение на рынке, то она обязана согласовывать свои цены с антимонопольным комитетом. Например, компания KEGOC согласовывает свои тарифы. Все это очень сложная процедура: надо обосновывать свои расходы и доказывать, что цены «правильные», что не используется монопольное положение на рынке и т.д. Теперь этот процесс отменяют», — поясняет директор «Oil Gaz Project» Жарас Ахметов.
К естественным монополиям на рынке Казахстана относятся такие компании, как «Kegoc», «КазТрансойл», «КазахстанТемiрЖолы», «КазТрансГаз», «КазМунайГаз Oнiмдерi» и другие.
Регулированием естественных монополий занимается Комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции при Министерстве национальной экономики Казахстан (КРЕМ), являющийся правопреемником реорганизованного Агентства по регулированию естественных монополий. Этот комитет формирует и ведет Государственный реестр субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение.
По состоянию на 20 января 2014 года в Реестре состоит 617 субъектов рынка (без учета повторения в отраслях).
Полный список можно скачать на сайте КРЕМ.
Оценка экспертов
По мнению Жараса Ахметова, это решение может быть правильным, но вопрос только в том – какие инструменты внедрят вместо этого?
«Пока у нас нет информации об альтернативе, трудно что-либо прогнозировать», — считает он.
Как предполагает эксперт, в качестве возможных «инструментов антимонопольного регулирования» скорее всего будут использованы штрафы, административное и уголовное преследование, но это может увеличить риски доказательной базы и объективности судов.
На вопрос – выиграют ли от этого решения потребители, экономист считает, что про потребителя еще рано говорить, а для производителя — хорошо.
«Представьте себе, вы согласовываете цены на свою продукцию несколько месяцев, за это время уже многое поменялось на рынке. И утвердив одни цены, вы тут же начинаете согласовывать новые», — говорит он.
По словам профессора КБТУ, приглашенного профессора University of Colorado Boulder Economics Department Кайрата Мынбаева масштабы монопольного поддерживания (а не сдерживания) цен в Казахстане велики, и, вероятно, сравнимы с масштабами сдерживания цен в сфере естественных монополий и цен на хлеб и бензин.
«Это потому, что каналы поступления ресурсов в Казахстан монополизированы людьми, близкими к правящей верхушке. Например, дешевый узбекский газ продается на внутреннем рынке втридорога», — комментирует профессор.
По его мнению, планы об отмене ценового регулирования не сулят ничего хорошего для потребителей и, что более важно, для производителей, у которых затраты возрастут. Эти планы отражают тот факт, что развитие производственной базы и экспорта продолжают оставаться на втором плане. По сути дела, выбран путь взимания скрытых налогов с населения вместо того, чтобы взимать легальный налог с экспортеров.
«Для сравнения, дерегулирование цен в Японии началось после 1995 года, когда Япония была на гораздо более высокой ступени развития, чем мы. Дороговизна на фоне снижающихся доходов населения приведет к падению инфляции», — говорит он.
Директор центра макроэкономических исследований Олжас Худайбергенов считает, что само по себе, это решение может быть и правильным, в зависимости от обстоятельств.
«Это в случае, если все остальные меры перепробованы. Просто как раз в этом и нет уверенности, а потому возникает ощущение, что мера преждевременна.
В целом, просто после отправки тенге в свободное плавание, отказались от регулирования цен на ГСМ, потом хлеб, а теперь и вовсе никакого регулирования не будет. Здесь больше похоже на то, что это не попытка найти оптимальное решение, а больше попытка снять с себя ответственность», — полагает эксперт.
На вопрос – как это решение отразится на уровне инфляции в стране, Олжас Худайбергенов считает, что естественно, цены немного вырастут, но сейчас инфляция проявляется лишь в части эффекта удорожания импорта, тогда как зарплаты не растут, а бизнес вынужден отказываться от прибыли, лишь бы сохранить деятельность на плаву.
Это будет сдерживать инфляцию от полного проявления, но при малейшем улучшении ситуации в экономике инфляция проявит себя полностью.
По его словам цены на бензин уже выросли, а цена на хлеб вырастет в январе.
Переход на рыночные методы управления экономикой директор «BRB Invest» Галим Хусаинов называет «хорошим признаком».
«Но нужно понимать, что является основной причиной таких решений. Сейчас в основном регулируются цены естественных монополий, и именно по ним будет отменено регулирование цен. В этом есть свои плюсы и минусы», — говорит экономист.
На его взгляд, основной плюс в том, что в условиях возможной приватизации такие объекты повысят инвестиционную привлекательность и будут интересны потенциальным покупателям государственных компаний, работающих в монопольных условиях.
«С другой стороны, мы понимаем, что после проведения девальвации тенге, тарифы естественных монополий находятся под давлением и как только их отпустят в свободное плавание, они резко взлетят и достаточно сильно отразятся на инфляции в стране. Чтобы нивелировать инфляцию, решили их отпустить с 2017 года», — комментирует Галим Хусаинов.