В своем ежегодном послании народу Казахстана президент Н.А. Назарбаев заявил о том, что политика дедолларизации в стране продолжится и призвал казахстанцев жить «на тенге». Об этом же на протяжении всего года говорили и в Казахстанском фонде гарантирования депозитов, который, несмотря на стрессовые условия, по итогам года достиг значительных успехов в приросте тенговых вкладов.
Девальвация, спад цен на основные статьи казахстанского экспорта и политическая нестабильность в мире оказали колоссальное давление на тенге и стали главными вызовами для Казахстанского фонда гарантирования депозитов (КФГД) в уходящем году. Впрочем, основанная по поручению президента еще в далеком 1999 году, эта структура с успехом выдержала испытание и даже намерена улучшить показатели по приросту сберегательных вкладов в тенге по отношению к другим валютам.
Сохранить доверие вкладчиков к тенге помог ряд мер, которые Правительство совместно с Национальным Банком предприняли еще в начале года. Так, сумма гарантийного возмещения по депозитам в тенге была увеличена с пяти млн. до 10 млн. тенге. По мнению Председателя КФГД Бакыта Когулова, такая мера в период волатильности цен на мировых рынках была просто необходима. «В первую очередь, мы хотели защитить права и законные интересы вкладчиков. С повышением верхнего предела государственной гарантии по вкладам в тенге до 10 миллионов тенге, КФГД гарантирует около 99,5% счетов вкладчиков в полном объеме. То есть, основную часть вкладчиков по всей стране мы защищаем полностью. Это достаточно высокий уровень защиты, соответствующий мировым стандартам».
О том, что эта мера правильная и своевременная, наглядно говорит и то, что увеличение сумм гарантии по вкладам в национальной валюте – это общемировая тенденция и международный опыт, рекомендованный Международной ассоциацией систем страхования депозитов и Международным валютным фондом.
Еще одним важным механизмом, запущенным в 2015 году Правительством по поручению Президента, стала выплата компенсации по срочным депозитам физических лиц, которые были открыты в тенге по состоянию на 18 августа 2015 года. «Этот механизм разрабатывался совместно Национальным Банком, Фондом проблемных кредитов, Ассоциацией финансистов Казахстана и банками второго уровня в рамках специальной рабочей группы. По итогам этой работы был утвержден порядок выплаты курсовой разницы по депозитам физических лиц, открытым в национальной валюте, в связи с переходом к режиму свободно плавающего обменного курса», — рассказывает Бакыт Когулов.
Согласно принятым правилам, выплата курсовой разницы производится по вкладам физических лиц, открытым в тенге, с остатком не более 1 млн. тенге. Датой фиксации остатков по депозитам было определено 18 августа 2015 года по курсу тенге, установленному Национальным Банком Республики Казахстан на эту дату.
Впрочем, происходящие на рынке изменения затронули не только рядовых граждан, но и сами финансовые институты, о чем также упомянул в своем послании Президент, предупредив, что те участники финансового рынка, кто не сможет отвечать все возрастающим требованиям, должны уйти с рынка.
Есть и другой беспрецедентный опыт этого года: была реализована инициатива Правительства по выплате дополнительного возмещения вкладчикам Валют-Транзит Банка, закрытого по решению суда в 2007 году. Так, в начале августа фонд объявил о начале дополнительных выплат вкладчикам. «С 1 августа этого года по закону вкладчики Валют-Транзит Банка вправе получить дополнительное возмещение до 5 миллионов тенге – это плюс к тому, что КФГД выплачивал в 2007 году. Напомню, что на момент банкротства банка максимальная сумма выплаты составляла 700 тысяч тенге. Выплата проводилась из средств КГФД. Из средств специального резерва было выделено 4,25 миллиардов тенге, на 4 995 вкладчиков. По итогам этой дополнительной выплаты, обязательства перед 95,5% вкладчиков Валют-Транзит Банка по сумме депозита исполнены полностью. Остальные 4,5% — это 223 вкладчика, у которых остаток по депозиту превышал 5 миллионов тенге. С ними продолжает работу ликвидационная комиссия, которая также рассчитывается по вознаграждению с физическими лицами и с остатками на счетах юридических лиц», – говорит Бакыт Когулов.
По словам Председателя Фонда, все эти меры направлены на защиту интересов вкладчиков, обеспечение им более быстрого доступа к их деньгам, а также оптимизацию процедур урегулирования несостоятельности в интересах всех сторон. Это в свою очередь полностью согласуется с основными принципами для эффективных систем гарантирования депозитов и с миссией КФГД.
Сегодня под гарантией Казахстанского фонда гарантирования депозитов находятся депозиты в каждом из 34 банков, работающих в Казахстане. Сам фонд реализует долгосрочную стратегию развития в соответствии с утвержденной Концепцией развития финансового сектора до 2030 года. Эта концепция закладывает основы для дальнейшего развития системы обязательного гарантирования депозитов: будут перераспределены институциональные полномочия, оптимизированы процессы оздоровления и ликвидации банков в соответствии с международной практикой.
При этом, уже сейчас международные эксперты высоко оценивают казахстанскую систему гарантирования депозитов. К примеру, в 2013 году КФГД был признан лучшей организацией среди 70 стран-участников Международной ассоциации систем гарантирования депозитов (IADI) в номинации «За достижения в совершенствовании системы гарантирования депозитов». А в 2015 году КФГД снова был отмечен как лучшая организация уже за достижения в области выплаты гарантийного возмещения.
«Это действительно важное событие для нас – мы получили высокую оценку международного экспертного сообщества в нашей области. Эта оценка распространяется и на процессы выплаты, и на зрелость законодательства, и, что особенно важно – насколько хорошо в законодательстве предусмотрены процедуры, альтернативные ликвидации банка и расчетам с кредиторами. В общем, в долгосрочной перспективе, в своей стратегической работе, мы стремимся к тому, чтобы процедуры работы с несостоятельным банком гарантировали, что этот процесс будет наиболее быстрым и наименее болезненным для вкладчиков банка» — говорит Бакыт Когулов.