Дедолларизации не будет

Опубликовано
До настоящего времени мы так и не увидели никаких убедительных усилий Нацбанка в области дедолларизации

После своего назначения на пост главы Нацбанка Данияр Акишев так и не обозначил, какой монетарной политики он собирается придерживаться. Последняя его пресс-конференция и обширное интервью на КТК так и не прояснили ситуацию. С таким подходом будет трудно вернуть доверие к тенге.

В последнем интервью Данияр Акишев обсуждал две крупные взаимосвязанные темы: причины колебаний тенге и дедолларизация депозитов в банках. Поскольку о последних колебаниях тенге уже было много чего написано, то я хотел бы немного обсудить вопрос дедолларизации.

Сразу необходимо отметить, что население и бизнес не волнует вопрос долларизации депозитов. Наоборот, в условиях нестабильности и быстро ухудшающейся экономической ситуации в стране, для них перевод своих сбережений в доллары – это способ сохранить свои накопления.

Однако с государственной и экспертной точки зрения, эта проблема является ключевой для преодоления текущего разрастающегося кризиса. Это связано с тем, что очень высокая долларизация депозитов не дает возможности правительству и Нацбанку осуществлять общепринятую антикризисную контрциклическую политику. То есть, вместо того, чтобы стимулировать рост экономики в кризис путем смягчения монетарной и фискальной политики, экономические власти вынуждены делать противоположное, ужесточая их, поскольку население и бизнес убегают от тенге, покупая валюту.

В целом, высокая долларизация депозитов означает отсутствие доверия к национальной валюте, а также к монетарной политике Нацбанка и к фискальной политике правительства. В таких условиях, вместо борьбы с кризисом, экономические власти вынуждены заниматься завоеванием доверия к себе и к тенге.

Давайте посмотрим, что делает новое руководство Нацбанка в этом направлении.

В чем причины высокой долларизации депозитов?

В сентябре этого года МВФ выпустил свое исследование о том, как можно дедолларизировать финансовые системы стран Кавказа и Центральной Азии. У каждой страны есть свои особенности, поэтому из отчета я сначала выделю ключевые причины долларизации депозитов, которые применимы для Казахстана.

1. Отсутствие доверия к денежно-кредитной и курсовой политике

2. Несимметричная курсовая политика (когда власти позволяют курсу только девальвировать)

3. Большая нестабильность курса нацвалюты (с точки зрения Казахстана имеются в виду непонятные одномоментные девальвации)

4. Неразвитость финансового рынка (включая неразвитость рынка ценных бумаг)

Также в отчете указываются следующие причины высокой долларизации депозитов.

1. Высокая и нестабильная инфляция

2. Неадекватное пруденциальное регулирование

До последнего времени инфляция у нас была более или менее стабильной и невысокой по сравнению с нашими соседями. Такая неплохая ситуация с инфляцией была связана с фиксацией курса тенге и высокими ценами на нефть. Однако в связи с сильным и долгосрочным падением цен на нефть и связанной с этим девальвацией тенге, Нацбанку и правительству теперь будет трудно обуздать рост цен, в результате эта причина усиления долларизации стала актуальной и для Казахстана.

Что касается пруденциального регулирования, используемого для сокращения долларизации, то у нас с этим было более или менее адекватно. Просто девальвационные ожидания были настолько сильны, что регуляторные меры не имели и до сих пор не имеют значения.

Теперь давайте посмотрим, что делал или собирается делать Нацбанк, чтобы решить проблему долларизации нашей экономики.

Доверие к денежно-кредитной политике Нацбанка

С точки зрения доверия к монетарной политике МВФ постоянно повторяет стандартное правило для центральных банков: «говори, что делаешь и делай, что говоришь». Именно с этим правилом была большая проблема у Кайрата Келимбетова, и на сегодня она остается актуальной и для Данияра Акшева. По предыдущему главе Нацбанка уже было много сказано, давайте посмотрим на ошибки нового.

В целом монетарную политику можно укрупненно разделить на три основных режима:

1. Таргетирование инфляции (текущая политика Нацбанка)

2. Таргетирование курса нацвалюты (прошлая политика)

3. Таргетирование денежных агрегатов

Не буду детально объяснять каждый режим. Хотел бы только подчеркнуть, что согласно заявлениям Нацбанка и правительства у нас продолжает действовать режим «инфляционного таргетирования» и его никто не отменял. Однако такой режим характеризуется свободным плаванием тенге и управляемой базовой ставкой. По «свободному плаванию» я еще остановлюсь отдельно, но базовую ставку уже официально отменили с начала ноября этого года.

Судя по всему, наш регулятор перешел на режим «таргетирования денежных агрегатов» поскольку свободное плавание тенге и процентных ставок, однозначно не соответствует двум другим режимам. Однако если посмотреть на денежные агрегаты за ноябрь, то создается впечатление, что и их отпустили в свободное плавание. В любом случае, для профессиональных участников финансового рынка и для экспертов остается полностью непонятным, какой политики придерживается Нацбанк в настоящее время.

В целом, по денежно-кредитной политике Нацбанка можно сказать, что он делает не то, что было им обещано, и не объясняет то, что он делает сейчас. Всё это только усиливает недоверие ко всем действиям Нацбанка.

Несимметричная курсовая политика

Суть этой проблемы в том, что при управлении курсом национальной валюты финансовый регулятор позволяет ей только девальвировать и не позволяет укрепляться. В этом случае население и бизнес, переведя свои активы в валюту, всегда окажутся в выигрыше, поскольку только когда тенге укрепляется, вы можете потерять деньги на своих долларовых сбережениях. То есть такая политика стимулирует к переводу денежных средств из тенге в валюту.

Эта односторонняя курсовая политика была у нас при старом руководстве Нацбанка, и внезапно она оказалось актуальной и для нового руководства. В частности, в своем последнем интервью Данияр Акишев сказал:

«Если брать только период с 5 ноября по 30 ноября, мы скупили 940 миллионов долларов. То есть, мы препятствовали укреплению курса, а не ослаблению. Мы интервенции проводили совершенно отличные. Если раньше Нацбанк тупо продавал валюту на валютном рынке, тратя свои резервы, то в ноябре мы валюту покупали, пополняли. Это связано было именно с тем, что курс пришел к своей равновесной точке…»

Очень показательное заявление председателя Нацбанка. Во-первых, это говорит о том, что новое руководство Нацбанка продолжает пагубную несимметричную курсовую политику.

Во-вторых, это означает, что в Казахстане до сих пор нет свободно плавающего курса тенге, поскольку неважно покупал или продавал Нацбанк валюту, в обоих случаях это всё равно интервенции, используемые для защиты определённого курса тенге. Удивительно, что Данияр Акишев сначала сказал о препятствии регулятора укреплению курса и тут же заявил о своей приверженность политике свободного курсообразования. Здесь, в дополнение к упомянутой крылатой фразе от МВФ, уже хочется добавить новое пожелание – «думай, что говоришь».

По поводу интервенций регулятора на валютном рынке, Нацбанк упорно не хочет применять лучшую мировую практику и рекомендации МВФ. В соответствии с ними, такие интервенции должны быть основаны на ясных и понятных правилах (rules-based interventions). В свою очередь эти правила должны неукоснительно соблюдаться («делай, что говоришь»). Такой подход сразу сделает такие валютные интервенции прогнозируемыми, что немедленно повысит доверие к действиям Нацбанка.

С момента перехода на свободно плавающий курс тенге у Нацбанка (сначала при Келимбетове, а теперь при Акишеве) было, только одно правило по интервенциям: «Национальный Банк сохраняет право на сглаживание больших колебаний курса, не отражающих соотношение спроса и предложения и действия фундаментальных факторов». Это правило ни о чем не говорит и ни к чему не обязывает. Предыдущий глава Нацбанка делал с интервенциями всё, что ему заблагорассудится, а новый продолжает идти по его стопам. Как в такой ситуации руководство Нацбанка собирается вернуть доверие к себе остается совсем непонятным.

Неразвитость финансового рынка

Что касается мер по борьбе с высокой долларизацией депозитов, то в своем интервью глава Нацбанка упомянул всего два способа: увеличении процентной ставки по депозитам в тенге для физических лиц и переход на ценообразование в тенге.

Откровенно говоря, это самые легкие и далеко не самые эффективные способы, чтобы заставить население и бизнес перевести свои валютные активы в тенге. Понятно, поднять ставку на депозиты можно одним движением руки, а вот развить финансовый рынок — это очень большая, кропотливая и долгосрочная работа для регулятора. Чтобы в стране появилось доверие к тенге МВФ рекомендует — внедрять ценные бумаги в тенге с привлекательными условиями даже при большой девальвации нацвалюты. Также, необходимо развивать рынок, где будет работать специальные финансовые инструменты для уменьшения (хеджирования) валютных рисков. Всё это очень непросто сделать. Однако, до сих пор Нацбанк даже не намекнул, как он собирается работать в этом направлении.

В заключении еще раз хочу повторить, что дедолларизация – это ключ для борьбы с кризисными явлениями. До настоящего времени мы так и не увидели никаких убедительных планов или усилий нового руководства Нацбанка в этом направлении. В результате, появившаяся надежда на возврат доверия к политике Нацбанка тает с каждым днем.

Читайте также