Правительство приблизилось к реальности
За короткий период времени правительство обновило прогнозы по социально-экономическому развитию страны на 2016 год. Расчет по росту ВВП впервые снижен буквально в четыре раза — с 2,1% до 0,5%. Этот шаг в свою очередь вызвал сомнения, есть ли у властей реальный план действий и внятная экономическая политика.
На прошедшем 23 февраля заседании Правительства был утвержден новый прогноз социально-экономического развития страны на 2016 год. Предполагается изменение следующих параметров.
Первое: меняется расчетный курс, заложенный в бюджет, с утвержденных ранее в ноябре 300 тенге до 360 тенге. Во-вторых, меняется прогноз по среднегодовой цене на нефть, параметры снижают в соответствии с прогнозами международных финансовых организаций, инвестиционных банков и самих экспертов в области нефти и газа – с $40 до $30 за баррель марки Brent.
В связи с этим прогноз по росту ВВП в 2016 году снижен с 2,1% до 0,5%. Стоит напомнить, что сам рост в 2,1% был заложен в проект республиканского бюджета на два года вперед и презентован 15 сентября 2015 года в Мажилисе.
«Мы меняем прогнозы, связанные с ростом экономики. Если при $40, вы помните, рост ВВП предполагался в 2,1 %, мы предполагаем, что по консервативному сценарию рост ВВП в этом году при цене $30 составит 0,5%. Но мы все равно находимся в положительной зоне», – сказал министр национальной экономики Ерболат Досаев во время брифинга в Астане.
По словам министра, уровень инфляции прогнозируется на 2016 год в прежнем коридоре 6%–8%, также ожидается снижение объемов производства в горнодобывающей промышленности на 5%, в обрабатывающей – на 1,4%. В сельском хозяйстве ожидается рост на 3,5%.
Также был озвучен прогноз по добыче нефти в Казахстане. «Согласно прогнозам министерства энергетики, добыча нефти снизится с 77 до 74 млн тонн»,– сказал Ерболат Досаев. При этом ранее, в середине января 2016 года, министр энергетики страны Владимир Школьник сообщал, что рассчитывает на нефтедобычу в Казахстане в 77 млн тонн.
Кроме того, Ерболат Досаев отметил, что на реализацию антикризисного плана на 2016–2017 годы дополнительно выделено 1,994 трлн тенге.
По его словам, на сегодняшний день Правительство отошло от подходов, связанных с индивидуальной помощью каждому предприятию.
«Мы держимся в направлении того, что надо оказывать системную помощь. В области сельского хозяйства, вы знаете, после вступления в ВТО мы также переходим на общесистемные меры. В растениеводстве переход будет осуществлен в этом году, а в животноводстве – с 1 января 2017 года», – пояснил спикер.
Он также отметил, что системная поддержка будет заключаться в развитии сельскохозяйственной инфраструктуры, развитии науки, внедрении инноваций.
При этом Правительство РК отказалось от возможности использовать дополнительные трансферты из Нацфонда.
Напомним, что прежние прогнозы по ВВП и ключевым социально-экономическим показателям были утверждены в Мажилисе 15 сентября 2015 года.
Тепло, но еще не горячо
По мнению директора «Oil Gaz Project» Жараса Ахметова то, что правительство решило обновить прогнозы, говорит о том, что старые данные были нереалистичны.
«Человек после длительной голодовки не может сразу же наброситься на пищу – это грозит ему серьезными неприятностями. Очевидно, памятуя об этом, правительство постепенно переходит к реальной оценке текущей экономической ситуации. Это обнадеживает: возможно, со временем, мы услышим от правительства точное описание того, что сейчас происходит и адекватные сценарии возможного развития», – пишет экономист на своей странице в Facebook.
Как считает директор аналитического департамента АО «Асыл-Инвест» Айвар Байкенов, это говорит о том, что у правительства до сих пор нет четкого плана действий при разных сценариях развития ситуации на рынке нефти.
Как говорит считает финансовый аналитик ИК "Финам" Тимур Нигматуллин новый прогноз правительства наконец-то стал ближе к реальности. Учитывая падение цен на нефть и другой сырьевой экспорт РК, в 2016 году экспорториентированную экономику РК по всей видимости ждут околонулевые темпы роста.
Однако эксперты полагают, что даже эти показатели еще не полностью отражают реальность.
По информации Жараса Ахметова индекс физического объема промышленности (январь 2016 к январю 2015) составил 99,3%, торговли – 91,3%, связи – 96,2%, транспорта – 104%.
«То есть по всем отраслям, кроме транспорта, наблюдается снижение, но один транспорт экономику не вытянет. Тем более, если промышленность и торговля и дальше будут падать, станет падать и транспорт», – считает экономист.
Как считает председатель правления «BRB Invest» Галим Хусаинов, по росту ВВП у министра национальной экономики достаточно оптимистичные данные на фоне того, что предполагается значительное сокращение промышленности, и вытаскивать ВВП собираются за счет строительства и сельского хозяйства. По объемам производства он согласен, что будет спад.
По словам директора аналитического департамента ИК «Golden Hills – КапиталЪ АМ» Михаила Крылова рост ВВП на 0,5% в экономической теории обычно говорит о том, что рост почти не ощущается, но и спад экономики, как таковой, тоже не заметен.
«А откуда в экономике Казахстана может быть спад? Около четверти производства приходится на металлургию, и цены в этом секторе улетели так глубоко вниз, что больше некуда, может быть только рост», – считает российский аналитик.
«Если закладывать цену на уровне $30 за баррель, то, безусловно, говорить о каком-либо росте экономике не приходится. Единственная надежда на государственные расходы, однако трудности с пополнением бюджета лишь усугубляются. Все меры по поддержке бизнеса с помощью кредитования банков пенсионными активами не принесут должного результата. Учитывая все это, можно сказать, что даже рост в 0,5% будет весьма не просто обеспечить», – комментирует Айвар Байкенов.
Инфляция – желаемое за действительное
Показатели по инфляции в 6%–8% эксперты оценивают как «слишком оптимистичные».
По словам Жараса Ахметова, инфляционные ожидания в стране остаются высокими и сдержать их можно только за счет ограничения денежной массы, что будет тянуть экономику вниз.
Галим Хусаинов считает немного странным, что инфляцию ставят 6%–8% в период кризиса, так как это не совпадает с базовыми принципами контрцикличности мероприятий. В период спада экономики целесообразнее разгонять инфляцию, чтобы увеличивать номинальные доходы и стимулировать спрос.
«Такой уровень инфляции возможно достичь только за счет жесткого зажимания покупательской способности, что влияет на экономику неблагоприятно. В текущих условиях, при достаточно высокой импортозависимости, сдерживание инфляции возможно за счет сдерживания цен на внутреннее производство, а это удар по внутренним производителям, так как помимо снижения объема продаж у них будет падать прибыльность. Поэтому в этой ситуации сдерживание инфляции выглядит не совсем понятно. Думаю, наиболее актуальный прогноз по инфляции был бы 12–15 %», – комментирует экономист.
По мнению Тимура Нигматуллина, достижение цели по инфляции зависит от «жесткости» монетарной политики ЦБ в ущерб экономическому росту. "Поскольку ЦБ в Казахстане де факто не является независимым от правительства, я не верю, что регулятору удастся эффективно бороться с инфляцией", — пишет он.
Айвар Байкенов считает, что в этом году однозначно таких значений по инфляции мы не увидим. Эффект девальвации и зависимость от импорта приведут к росту цен и в этом году. Инфляция будет оставаться на уровне двузначных чисел (12%–15%). В целом, даже текущий размер базовой ставки Нацбанка указывает на весьма сильные инфляционные ожидания. Ранее НБРК и сам заявлял о том, что цель в 6%–8% – среднесрочная (в течение 3–5 лет), поэтому такие уровни мы сможем увидеть в лучшем случае в 2017 году.
Сельское хозяйство – локомотив экономики?
Что касается ожиданий роста в сельском хозяйстве, то эксперты полагают, что они оправданы.
«В сельском хозяйстве достаточно низкая база, и при высоких государственных вложениях можно достаточно быстро достичь прироста. Поэтому для сельского хозяйства на следующий год будут предоставлены достаточно большие государственные инвестиции, что позволит показать существенный рост», – говорит Галим Хусаинов.
Айвар Байкенов полагает, что здесь ожидается серьезная государственная поддержка.
По мнению Михаила Крылова, рост в сельском хозяйстве востребован, потому что есть хотят все, и Казахстан – один из крупнейших экспортеров зерна в СНГ. Таким образом прогноз показывает, что ситуация в экономике, конечно, не блестящая, но ресурсы для роста внутри страны внушительные, и в частности в аграрном секторе.
СПРАВКА:
По данным Комитета по статистике рост ВВП по итогам 2010 года составил 7,0%, в 2011 – 6,6%, в 2012 – 5%, в 2013 – 6,0%, в 2014 – 4,3%.
Согласно прогнозу ЕБРР по итогам 2015 года ожидается рост ВВП на уровне 1,3%. По имеющимся данным за январь–сентябрь 2015 года рост ВВП Казахстана достиг 1,2%. ВВП на душу населения за 2015 год составил $13 155.
По данным Национального банка годовой уровень инфляции за 2015 год составил 14,4%, за январь 2016 года – 1,3%.