Дойдут ли наши пенсии до экономики Казахстана?

Опубликовано 1 марта 2016 13:49

Мнения аналитиков по поводу использования средств ЕНПФ для финансирования реального сектора экономики разделились. Одни считают, что никакой угрозы для сохранности пенсионных активов нет, другие считают, что риски убытков высоки в силу нецелевого использования этих ресурсов.

Напомним, что в соответствии с поручением Главы государства свободные пенсионные накопления в 2016 году, всего в сумме 1 трлн 450 млрд тенге с учетом переходящих остатков 2015 года – 400 млрд тенге — будут инвестированы по ряду направлений.

Так, 350 млрд тенге будет направлено на финансирование дефицита республиканского бюджета в 2016 году, до 500 млрд тенге — на конвертацию в иностранную валюту, для инвестирования на внешних рынках в целях обеспечения диверсификации портфеля ЕНПФ и повышения доходности пенсионных накоплений граждан, 600 млрд тенге – на приобретение обусловленных облигаций банков второго уровня, нацхолдингов и компаний для финансирования реальной экономики. Об этом говорил министр национальной экономики Ерболат Досаев во время заседания правительства 15 февраля.

Инвестиции на зарубежных рынках

Директор аналитического департамента АО «Асыл-Инвест» Айвар Байкенов положительно оценивает решение конвертировать часть средств в валюту с целью инвестирования их на зарубежных рынках, однако полагает, что сумма должна быть больше. «Само же решение выглядит во многом запоздалым, учитывая, что большая часть валютного риска уже была реализована, и ЕНПФ не смог в итоге заработать на курсовой разнице», — добавил он.

По мнению аналитика Группы компаний «Финам» Богдана Зварича основные риски вложения в иностранные ценные бумаги будут связаны с изменение курсовой разницы. Есть вероятность, что к концу года, благодаря росту цен на нефть, тенге сможет укрепиться по отношению к основным мировым валютам.

«В результате, активы, которые будут куплены на пенсионные деньги, потеряют часть своей стоимости. Однако объем средств, вкладываемых в иностранные ценные бумаги, не велик по сравнению с общим объемом средств фонда, в результате чего курсовая переоценка, в случае укрепления тенге, не будет оказывать сильного влияния на общие результаты фонда», — комментирует эксперт.

По мнению председателя правления инвестиционной компании Schildershoven Finance Александра Брахнова нет никакой опасности в инвестировании за рубежом. Важно лишь, чтобы, подобно продуктам питания, инвестиционные продукты также были в основе своей понятны и сертифицированы.

Казахстанским инвесторам, и ЕНПФ едва ли не в первую очередь, для повышения эффективности управления средствами не хватает инструментария, и возможности работать в том числе на развитых финансовых рынках, используя инвестиционные инструменты, специально созданные для пенсионных фондов, законодательно обеспечивающие необходимый уровень защиты.

По его словам, к таким инструментам относятся фонды UCITS — их структура была специально разработана и одобрена регуляторами в ЕС для европейских пенсионных фондов.

Фонды UCITS как одна из самых надежных систем в плане контроля рисков, получили также широкое распространение по всему миру, в том числе на развитых азиатских рынках.

«Насколько нам известно, эта структура еще «не знакома» казахстанскому законодательству. Очевидно, что это будет меняться. В планах казахстанских законодателей по реализации проекта МФЦА уже имеется четкое намерение адаптировать для использования местными инвесторами и заемщиками наиболее полезные инвестиционные инструменты, приводя местное право в соответствие с некоторыми существенными положениями английского права, которое по умолчанию используется на большинстве финансовых рынков», — считает эксперт.

Дойдут ли до цели

Больше всего сомнений у экспертов вызывает финансирование реального сектора экономики через банковские облигации.

Как считает Богдан Зварич, гарантий, что банки пустят данные средства в экономику нет, и они могут использовать их по своему усмотрению.

«Данные средства они получают не как целевые кредиты, а как средства от размещения облигаций. Да, часть денег пойдет в экономику, однако другая их часть может быть использована, например, для покупки валюты», — говорит Б.Зварич.

По мнению Айвара Байкенова риски невозврата этих средств в текущих кризисных условиях весьма высокие.

«Поэтому я не могу сказать, что приветствую такие решения. Если посмотреть практику поддержки коммерческих банков через ЕНПФ, то ставки для БВУ были низкими (нерыночными) и не учитывали интересы пенсионных вкладчиков. Потому есть вероятность, что такая ситуация может повториться», — считает аналитик.

По словам Александра Брахнова в России, так и во всем мире с 2008 года кредитование банками реального сектора значительно сократилось относительно объема массы денежных средств в экономике вообще. Причина — недостаточная способность банков понимать бизнес своих заемщиков и нежелание нести любые риски, связанные с ним. В стремлении обеспечить возвратность заемных средств банки избегают концентрации на себе рисков одного заемщика и идут по пути залогового кредитования и создания максимально диверсифицированных кредитных портфелей состоящих из небольших кредитов сотням и тысячам заемщиков (микрокредитование, кредитование МСБ).

«При таком подходе ценные бумаги также являются идеальным инструментом диверсификации риска, компенсирующим недостаток у банка собственной кредитной экспертизы в отношении конкретного заемщика. Очевидно, что в развивающихся экономиках, в том числе в России и в Казахстане, доступ на публичные рынки капитала есть лишь у небольшого процента всех потенциальных заемщиков. Крайне низкая способность реального сектора обеспечить заимствование активами необходимого качества и неразвитость блоков проектного финансирования в банках стали существенным препятствием для кредитования», — говорит Александр Брахнов.

Как считает начальник аналитического отдела Schildershoven Finance Владимир Малиновский самое главное, чтобы инструменты инвестирования пенсионных активов были достаточно надежны.

«Относительно надежности государственных облигаций правительства Казахстана сомнений ни у кого не возникает. Что же касается инвестиций в субординированные банковские обязательства, думаю, что список банков, чей капитал пополнят средствами пенсионного фонда, будет тщательно проработан и в него попадут лишь те кредитные учреждения, кому правительство и в дальнейшем будет оказывать всемерную поддержку. Таким образом, не вижу никакой угрозы для ЕНПФ в том, что его ресурсы будут использованы для поддержки казахстанской экономики», — полагает финансист.

Читайте также