Значительная часть ледников в горных массивах Центральной Азии может исчезнуть уже в 80-х годах нынешнего столетия, а в бассейне Аральского моря к 2040 году объем водных ресурсов сократится на 20%. Такие данные озвучили казахстанские эксперты в ходе презентации доклада ООН «Водные ресурсы и рабочие места».
Вода и труд в масштабе мира
Авторы доклада, традиционно приуроченного к Всемирному дню водных ресурсов, который отмечается 22 марта, проанализировали, каким образом возможности для роста и создания новых рабочих мест зависят от управления водными ресурсами и предоставления услуг в водном секторе. В мировом масштабе три из четырех рабочих мест в сильной зависимости от водных ресурсов. В ближайшие годы и десятилетия распределение водных ресурсов и предоставление услуг в водном секторе для различных отраслей хозяйства во многом будет влиять на потенциал роста достойных рабочих мест.
По данным Международной организации труда, в той или иной степени от состояния водных ресурсов самым тесным образом зависит несколько отраслей, в которых занята половина трудоспособного населения Земли: это сельское, лесное и рыбное хозяйство, энергетика, ресурсоемкое производство, переработка отходов, строительство и транспорт. Вследствие недостаточности данных сложно определить тот уровень, при котором рабочие места становятся зависимыми от воды, а также тот объем водных ресурсов, который необходим для каждого рабочего места, но все же специалисты проводят определенную градацию. Так, для сельского и лесного хозяйства, рыболовства, металлургии и добычи полезных ископаемых, здравоохранения, туризма (в этих отраслях занято 42% трудоспособного населения планеты) постоянный бесперебойный доступ к чистой питьевой воде и санитарным условиям совершенно критичен: отсутствие данных условий грозит сокращением рабочих мест. В меньшей степени нуждаются в постоянном непосредственном доступе к чистой питьевой воде строительная индустрия, индустрия развлечений, транспорт, но и в этих отраслях возможность беспроблемного доступа к водным ресурсам в конечном счете оборачивается созданием более качественного продукта и дополнительной стоимости.
«Неустойчивое управление водными ресурсами, как и другими природными ресурсами, способно нанести серьезный урон экономике и обществу, подорвать успехи в сокращении масштабов нищеты, в создании рабочих мест, нанести удар по тем направлениям, достижение которых потребовало немалых усилий», — отмечает исполняющий обязанности директора кластерного бюро ЮНЕСКО в Алматы по Казахстану, Кыргызстану, Таджикистану и Узбекистану Андрей Шевелев.
Взгляд на регион: политика и экономика
Для Центральной Азии в целом и Казахстана, в частности, проблема водных ресурсов – одна из актуальных, и лежит она как в экономической, так и в политической отраслях. О последнем свидетельствуют периодически возникающие разногласия между соседями по региону, в частности, недавно имевший место конфликт интересов Кыргызстана и Узбекистана, связанный с Орто-Токойским водохранилищем. По словам председателя национального комитета Международной гидрологической программы ЮНЕСКО Игоря Северского, практически все крупные реки Центральной Азии, а также водоносные горизонты являются трансграничными. И дальнейший рост дефицита воды в регионе тормозит социально-экономическое развитие, что чревато обострением политической ситуации.
В этих условиях не следует недооценивать анализ и рекомендации, высказанные экспертами третьих стран. В прошлом году, пояснил Игорь Северский, стартовали три пилотных проекта по оценке водных ресурсов и трансграничных водных горизонтов в Латинской Америке, Африке и Центральной Азии. Казахстанская часть проекта получила хорошие оценки экспертов, и есть основания полагать, что проект получит продолжение. В процессе разработки находится программа по оценке ресурсов трансграничного бассейна Сырдарьи, причем, акцент сделан на использование подземных вод.
Директор национального филиала НИЦ МКВК в РК Нариман Кипшакбаев считает, что по мере развития экономики и роста населения региона нагрузка на водные ресурсы будет расти, что скажется и на трансграничных противоречиях и на экономических аспектах. Большинство объектов водохозяйственной инфраструктуры было построено несколько десятков лет назад, и сегодня они не могут работать в проектном режиме. «Канал имени Сатпаева, БАК, магистральный водовод, обеспечивающий Атыраускую и Мангистаускую области, сегодня работают лишь на треть мощности. Кроме того, мы по сей день пожинаем плоды неправильного подхода к использованию водных ресурсов. В 60-80-е годы прошлого века считалось, что вода – это в первую очередь орошение земель.
Такое понимание привело к катастрофе Арала в результате того, что все водные ресурсы Амударьи и Сырдарьи направили на развитие орошения. Сегодня площадь орошаемых земель в бассейне Сырдарьи составляет примерно 8 млн га, страны бассейна потребляют ресурсы реки на 130-150%, один раз полностью природные ресурсы, а второй раз – возвратные воды. Такого нет нигде в мире», — удивлен эксперт. На орошении и доставке воды до орошаемых массивов, утверждают ученые, теряется 50% водных ресурсов. Чтобы сократить потери и предотвратить неэффективное использование, необходимо создавать новые водохозяйственные комплексы и проводить перевооружение действующей инфраструктуры, поставив во главу угла одну задачу – повышение эффективности использования каждого кубометра воды.
Такой подход, по мнению экспертов, требует ставки на принципиально новую систему подготовки кадров. По мнению Наримана Кипшакбаева, в Казахстане необходимо создавать обучающие центры по управлению коммунальным водоснабжением, проводить подготовку специалистов при бассейновых инспекциях, привлекая в том числе и международных экспертов, открывать в ведущих технических вузах факультеты, готовящие специалистов по управлению водными ресурсами.
Впрочем, не все вопросы грамотной организации управления водными ресурсами лежат в сфере компетенции человека. Именно для Центральной Азии, отмечает Игорь Северский, существует порядка 50 сценариев изменения климата на ближайший период, и на каждый такой сценарий водные ресурсы будут реагировать по-разному. Тревогу вызывает и проблема таяния ледников, ведь ледниковый сток в регионе и в Казахстане обеспечивает саму возможность орошаемого земледелия. «Несмотря на то, что ледниковые ресурсы уже сократились на 40-50%, в бассейнах рек Центральной Азии характеристики стоков остаются устойчивыми. Это результат действия компенсационного механизма талых вод подземных льдов. Но мы не знаем, каковы ресурсы этих источников, надолго ли их хватит и не иссякнут ли они в одночасье», — предупреждает эксперт.
Напомним, что решение вопросов, связанных с использованием трансграничных водоемов в Центральной Азии, привлекает внимание международных организаций и экспертов. В середине марта в Алматы состоялась первая региональная встреча по проекту «Продвижение диалога для предотвращения разногласий по вопросам, связанным с управлением водными ресурсами в Центральной Азии (CAWECOOP)». Участники встречи отметили, что сотрудничество в регионе должно включать политические, технические и институциональные элементы, которые помогут решить конкретные проблемы.
СПРАВКА:
В подготовке Доклада ООН о состоянии водных ресурсов мира приняли участие 31 специализированное учреждение ООН и 37 международных партнеров организации. С 2014 года отчет публикуется ежегодно, и каждый год посвящается конкретной тематике. В этом году официальная презентация отчета состоялась 22 марта в Женеве.