Международные компании из 26 развитых стран, согласно налоговым документам, в 2015 г. получили $43,7 млрд прибыли от операций на Бермудских островах, население которых составляет менее 65 тыс. человек, против всего $36,4 млрд в Китае, второй по величине экономике мира, по данным Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), сообщают Вести.
"Стабильно высокий уровень инвестиционных потоков, направляемых через офшорные финансовые центры, а также показатели прибыли, зарегистрированной в этих юрисдикциях, подчеркивают насущную потребность в более однородной налоговой и инвестиционной политике в глобальном масштабе", — говорится в заявлении ЮНКТАД.
Вместе с тем, по оценке ЮНКТАД, в прошлом году финансовые потоки в офшоры снизились до $221 млрд с $233 млрд в 2014 г., пишет The Wall Street Journal.
Эксперты отмечают резкое снижение показателя в последнем квартале минувшего года и объясняют это ужесточением налогового законодательства в таких странах, как Люксембург и Нидерланды.
Также эксперты отмечают повышенную активность компаний из развивающихся стран в "налоговых гаванях". Так, в 2010-2014 гг. 65% инвестиций в Кайманские и Виргинские острова приходилось на компании Гонконга, Китая, России и Бразилии, тогда как доля фирм США составила всего 21%.
Как отмечается в отчете, в 2015 г. отток инвестиций в офшорные финансовые центры, включая офшорные финансовые центры и компании специального назначения (SPE), значительно выросла.
Эти потоки, которые исключены из статистики UNCTAD по прямым иностранным инвестициям, снизились, однако по-прежнему остаются значительными.
Финансовые потоки через SPE выросли в объемах в течение 2015 г.. Размер квартальных потоков через SPE по абсолютным объемам резко выросли по сравнению с 2014 г., достигнув уровня, зарегистрированного в 2012-2013 гг..
Четко выраженная волатильность, при которой потоки то возрастали до масштабных чистых инвестиций в первых трех кварталах, то сокращались до резкого вывода инвестиций в последнем квартале, смягчила годовые результаты, которые снизились до $221 млрд.
Инвестиционные потоки в офшорные финансовые центры продолжают сокращаться по сравнению с недавним максимальным значением в $132 млрд в 2013 г., однако остаются в целом на том же уровне, что и за предыдущие два года.
Инвестиции в эти юрисдикции, которые достигли US$72 млрд в 2015 г., выросли за последние годы за счет роста потоков из многонациональных корпораций, которые расположены в странах с развивающейся и переходной экономикой.
Если посмотреть на таблицу, то можно отметить страны с высоким соотношением дохода от потока иностранных инвестиций FDI в ВВП.
В случае с Бермудами огромные доходы от филиалов иностранных компаний в стране отражает доход, связанный с инвесторами из США.
Согласно статистике США, большая часть прямых инвестиций за границей направляется на Бермуды в холдинговые компании, которые будут служить каналом для инвестиций в другие страны, а также для накопления дохода.
Мировые потоки FDI выросли на 36% в 2015 г., достигнув значения $1,7 трлн – максимального уровня после окончания мирового финансового кризиса 2008-2009 гг.
Рост прямых иностранных инвестиций (FDI), направленных в развитые экономики (+90%), стал главным фактором, стоящим за мировым ростом инвестиций.
Сильный рост потоков отмечался в Европейском союзе, а также в США, где объем FDI вырос в четыре раза по сравнению с историческим минимумом в 2014 г.
В результате схема прямых иностранных инвестиций в мире изменилась в пользу развитых экономик, на которые приходится 55% всех потоков FDI в 2015 г.
Тем не менее этот рост был в основном обеспечен трансграничными сделками по слияниям и поглощениям (M&As). При этом очень ограниченное число инвестиций направлялось на вновь создаваемые производственные активы.
Потоки прямых иностранных инвестиций в развивающиеся экономики достигли нового рекордного значения $741 трлн, что на 5% выше, чем в 2014 г.
Развивающиеся страны Азии остались крупнейшим регионом, куда направляются инвестиционные потоки. В Латинской Америке и Африке инвестиционные потоки остались в целом без изменения.
Исключением стали офшорные центры в Карибском регионе.
Традиционно многонациональные корпорации из развитых стран, в частности из США, доминировали по показателям инвестиционных потоков в эти юрисдикции, за последние годы все чаще упоминаются инвестиционные потоки из развивающихся и переходных экономик, которые стали играть более заметную роль.
В период с 2010 по 2014 гг. на Гонконг, Россию, Китай и Бразилию приходилось 65% инвестиционных потоков в крупнейшие финансовые центры Карибского региона, Виргинские острова и Каймановы острова.
Согласно данным ЮНКТАД, также в прошлом году на офшорные Британские Виргинские острова и на Каймановы острова было переведено $72 млрд.
В пятерку наиболее крупных источников инвестиций в экономику островов в период с 2010 по 2014 гг. вошли Гонконг, США, Россия, Китай и Бразилия. В частности, за четыре года Гонконг перенаправил в офшоры $148 млрд, США — $93 млрд и Россия — $77 млрд.