Новости

Самрук-Казына: результаты деятельности в 2015

Без учета переоценки валюты, ФНБ "Самрук-Казына" заработал убыток в сумму 379 млрд тенге

Финансовая отчетность ФНБ «Самрук-Казына» за 2015 год показала, что в фонде не происходит никаких серьезных реформ, несмотря на объявленные антикризисные меры и грандиозные планы по трансформации фонда.

Продолжение. Начало статьи здесь (http://www.kursiv.kz/news/vlast/samruk-kazyna-besprecedentnaa-gospomos-v-2015/)

В 2015 году среднегодовая цена на нефть марки Brent составила $52,4 за баррель. По сравнению с 2014 годом ($98,9) она упала практически в два раза. Естественно, такое падение цен на наш ключевой экспортный продукт негативно повлиял на финансовые результаты ФНБ «Самрук-Казына». Тем не менее, в таких условиях фонд не терял оптимизма. В начале года глава ФНБ Умирзак Шукеев доложил президенту о предпринятых антикризисных мерах, которые включали в себя большое снижение себестоимости, административных расходов и капитальных инвестиций.

18 ноября 2015 года на расширенном заседании правительства с участием президента страны, Умирзак Шукеев уже отчитался, что «в текущем году в группе компаний «Самрук-Казына» сокращены затраты на 519 млрд тенге, что позволило значительно улучшить финансовые результаты и уйти от убытков. По итогам 2015 года ожидается прибыль в 300 млрд тенге».

Прибыль есть, но не за счет сокращения затрат

В целом, как обещал Умирзак Шукеев, в 2015 году «Самрук-Казына» получил прибыль 305 млрд тенге. Однако эта прибыль возникла только от положительной курсовой разницы на сумму 683 млрд тенге. Чистый доход на переоценке валюты практически полностью произошел в НК КМГ, так как у этой компании, помимо денежных активов, в долларах учитываются нефтегазовые активы (месторождения и прочее).

То есть без учета переоценки валюты, ФНБ заработал убыток в сумму 379 млрд тенге. К этому можно добавить, что если из этого убытка убрать прибыль от прекращенной деятельности – 261 млрд тенге, то убыток от продолжающейся деятельности холдинга составит уже 640 млрд. К прекращенной деятельности холдинга относится продажа 51% акций дочерней компании KMG International N.V. (бывш. – Rompetrol) китайской компании CEFC.

Таким образом, от продолжающейся деятельности ФНБ получил громадный убыток, при этом, если вы сравните себестоимость и общие расходы холдинга между 2015 и 2014 годами, то вы не сможете найти никакой экономии затрат. Хотя еще в начале 2015 года глава «Самрук-Казына» обещал снижение себестоимости продукции на 8% и всех текущих и административных затрат на 20%.

Не буду делать детальное сравнение, приведу лишь один пример. Расходы по зарплате в себестоимости и общих расходах в среднем за год выросли на 4%. При этом сумма вознаграждений, выплаченных ключевому управленческому персоналу группы компаний, выросла на 25%!

Единственная статья, где произошло существенное сокращение затрат — это «расходы по транспортировке и реализации». Однако такое сокращение произошло целиком за счет снижения суммы рентного налога. На это повлияло снижение цен на нефть, а не действия руководства ФНБ.

Операции ФНБ, несовместимые с программой трансформации

Программа трансформации была разработана, чтобы обеспечить рост эффективности инвестиционной и операционной деятельности холдинга «Самрук-Казына». Программа была утверждена и запущена во второй половине 2014. Давайте посмотрим, насколько ФНБ соответствовал своей собственной программе.

Начну с благотворительной помощи. В 2015 году фонд оказал такую помощь по поручению правительства на сумму 23 млрд тенге. По своей собственной инициативе он оказал аналогичную помощь на сумму 18 млрд. В целом такая безвозмездная помощь в сумме 41 млрд тенге никак не сочетается с повышением эффективности инвестиционной и операционной деятельности «Самрук-Казына».

В целом, подобные благотворительные операции не имеют никакого коммерческого смысла и фактически представляют собой государственные расходы, скрытые от госбюджета, который утверждается парламентом. Я думаю, депутаты не допустили бы таких расходов в бюджете. Поэтому правительство использует такие обходные пути, сводя на нет суть программы трансформации.

Другими примерами «денег на ветер», которые идут вразрез с задачей повышения эффективности ФНБ, можно назвать следующие операции.

БТА банк – непрекращающаяся «благотворительная» помощь

Во второй половине 2015 года ФНБ дал долгосрочный кредит БТА банку в сумме 130 млрд тенге по ставке 4%. По этому кредиту возникает очень много вопросов. Во-первых, БТА – это уже не банк, а отдельная компания без кредитного рейтинга, куда собраны все самые проблемные активы из Казкоммерцбанка и БТА банка. То есть возврат этих денег под большим вопросом.

Ставка по этому кредиту крайне низкая, что говорит о том, что Самрук-Казына оказал немедленную безвозвратную помощь в сумме не менее 70 млрд тенге. Для примера: в середине 2015 года Казкоммерцбанк получил депозит от правительства (через Фонд проблемных кредитов) в сумме 250 млрд тенге, на срок 10 лет и ставке 5,5%. Согласно годовой финансовой отчетности банка, из-за очень низкой ставки по этому депозиту банк немедленно признал дисконтный доход на сумму 58 млрд тенге.

С учетом того, что у Казкоммерцбанка в 2015 году получился убыток в сумме 18 млрд тенге, то без такой помощи со стороны государства он возрос бы до 76 млрд тенге. А это уже очень большой убыток, который составляет 20% от капитала банка на начало 2015. Такое сильное уменьшение капитала могло бы привести к регуляторным и финансовым проблемам в банке.

Таким образом, в 2015 году правительство оказало прямую «благотворительную» помощь акционерам Казкоммерцбанка и БТА банка на сумму не менее 128 млрд тенге (70+58). При этом акционеры этих банков еще должны заплатить за акции БТА банка 72 млрд тенге в середине 2017 года (вторая половина оплаты за покупку банка).

Справедливости ради можно сказать, что это не единственная «благотворительная» помощь акционерам банковской системы.

На сегодня ФНБ «Самрук-Казына» имеет такой же рейтинг как у Казахстана (ВВВ- по S&P). Согласно финансовой отчетности на конец 2015, имея высочайший в стране рейтинг, фонд занимает на рынке деньги по средневзвешенной фиксированной процентной ставке – 7,08% годовых.

При этом «Самрук-Казына» размещает свои средства банках (2 159 млрд тенге) по средневзвешенной процентной ставке 5.55%, то есть по ставке ниже, чем он занимает сам. С учетом того, что 61% этой суммы (1 324 млрд) размещены в местных банках с низким кредитным рейтингом (от В- до В+ по S&P), такую ставку можно смело назвать «благотворительной» помощью акционерам этих банков.

Проблемные и непонятные инвестиции ФНБ

В 2015 году «Самрук-Казына» заработал большой убыток на сумму 69 млрд тенге, возникший в результате демонтажа трубопроводов на Кашагане. Это прямой убыток для фонда. Однако, задержка добычи нефти на этом месторождении из-за некачественных трубопроводов с точки зрения всей экономики означает убыток в десятки раз больший. Удивительно, что остается непонятным, кто же виновен в этой грандиозной «ошибке», которая напрямую сказывается на финансовых результатах «Самрук-Казына» и всей страны в целом.

Также в финансовой отчетности фонда привлек внимание убыток (19 млрд тенге) на обесценение инвестиций в «производство кремниевых и фотоэлектрических пластин». Хорошо вспоминается с какой помпой открывали этот проект в рамках госпрограммы форсированной индустриализации. Это еще одни яркий пример неэффективности «Самрук-Казына» и программы ФИИР, при этом как всегда никто не понесет ответственности за такие провалы.

Другой аналогичный проект, связанный с госпрограммой ФИИР, – это инвестиции «Самрук-Казына» в ТОО «Объединенная Химическая Компания».

Инвестиции в компанию достигли 195 млрд тенге, и только в 2015 году в компанию было влито 82 млрд. Компания еще практически ничего не производит, а в 2015 уже было списано основных средств на сумму 12 млрд тенге, и признан убыток в сумме 6 млрд тенге на строительстве газотурбинной станции. То есть в неработающем ТОО «ОХК» происходит одновременное вливание денег и признание убытков. Что называется – эффективность наоборот.

С точки зрения непонятных инвестиций можно еще упомянуть, что в 2015 году «Самрук-Казына» признал убыток в сумме 28 млрд тенге на обесценении инвестиций в Sekerbank (Турция).

Бесплатные кредиты для дочерних компаний

В 2015 году ФНБ «Самрук-Казына», как отдельное юридическое лицо, выдал ряду своих дочерних холдингов очень льготные кредиты.

«КТЖ» получил кредит на сумму 9 млрд тенге по ставке 0,075% (!) годовых. «Тау-Кен Самрук» получил кредит в 8 млрд тенге по ставке 0,1%. «Qazaq Air» получил беспроцентный кредит на сумму 5 млрд. Для «Самрук-Энерго» ставка по кредиту в 100 млрд тенге была снижена с 9% до 1% годовых.

Трудно объяснить зачем ФНБ раздает кредиты по таким низким процентным ставкам. Скорее всего фонд хочет приукрасить финансовую отчетность своих дочерних компаний. В любом случае, такие действия «Самрук-Казына» никак не сочетаются с программой трансформации, которая должна улучшать эффективность госкомпаний, входящих в этот холдинг.

***

В заключении хотел бы подчеркнуть, что это не все примеры неэффективности фонда. Для того чтобы превратить фонд из тормоза в катализатор структурных реформ, необходимо провести реальную, а не косметическую трансформацию. Как это сделать, я уже писал подробно ранее (http://www.kursiv.kz/news/vlast/fnb-samruk-kazyna-tormozit-strukturnye-reformy-v-kazahstane/).

Здесь я еще раз хотел бы повторить: реальная трансформация и кардинальная приватизация ФНБ «Самрук-Казына» являются ключом для успешного проведения структурных реформ в стране. Без этих мер реформы будут невозможны.

* Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ответственность за публикацию несет автор.