Концепцией по переходу Казахстана к зеленой экономике перед страной ставится амбициозная задача – к 2050 году генерировать 50% электроэнергии за счет альтернативных и возобновляемых источников (ВИЭ). По мнению экспертов, даже частичное достижение поставленных целей будет являться хорошим показателем. Вместе с тем, в сравнении с некоторыми странами, показатель в 50% не является впечатляющим.
Восьмого мая в Германии произошел интересный случай. Ввиду погодных условий, 87% потребляемой страной электроэнергии (55 ГВт из 63 ГВт) удалось выработать за счет солнечных и ветряных электростанций. При этом, электростанции, работающие на традиционных видах топлива, оказались к такому повороту не готовы. Если газовые электростанции из-за профицита электроэнергии были остановлены, то угольные и атомные продолжали работать себе в убыток. Это привело к тому, что цены на электроэнергию на определенный период времени снизились настолько, что стали отрицательными. То есть, потребителям доплачивали за использование электричества.
Однако, это не единственный прецедент. Подобная ситуация уже имела место в Дании в июле 2015 г. Тогда операторы платили потребителям в течение 65 часов. Переизбыток электроэнергии был сгенерирован за счет ветряных турбин, которые за весь год произвели 42,1% всей электроэнергии в стране. Объем электричества от ветряков превышал потребности в электричестве западной Дании в течение 1 460 из 8 760 часов года. «Лишнюю» электроэнергию экспортировали в Германию, Норвегию и Швецию.
Отметим, что и Германия, и Дания планируют полностью перейти на возобновляемые источники энергии (ВИЭ) к 2050 г. Однако, есть ряд стран, которые данной цели уже достигли. Например, Исландия, Норвегия и Парагвай.
Что же касается Казахстана, то еще 30 мая 2013 г. Нурсултаном Назарбаевым был подписан указ об утверждении Концепции по переходу страны к «зеленой экономике». В данном документе была поставлена задача перейти на ВИЭ, отказавшись от угля. Как отметили на этот счет в Ассоциации KAZENERGY, расширять масштабы применения ВИЭ планируется постепенно, на промежуточном этапе используя запасы природного газа. «Согласно прогнозам, объемы угля, сжигаемого для производства электрической энергии, в абсолютном выражении не будут сокращаться до 2025 г., однако увеличение выработки электроэнергии будет происходить, прежде всего, за счет использования более экологически чистых источников энергии», – отмечается в Национальном энергетическом докладе.
Согласно Концепции, планируется, что к 2030 г. в Казахстане 11% электроэнергии будет генерироваться с использованием ресурсов солнца и ветра, 10% – на гидроэлектростанциях и 8% – на АЭС. Оставшаяся энергия будет генерироваться на угле (49%) и природном газе (21%).
А к 2050 г. доля солнечной и ветровой энергии может вырасти до 39%, доля АЭС и ГЭС (в совокупности) может составить 14%, природного газа – 16%. Оставшиеся 31% при таком раскладе будут обеспечиваться за счет угольных электростанций с модернизированным оборудованием, при эксплуатации которого будут использоваться технологии сокращения выбросов в процессе сжигания.
В сравнении с амбициозными целями Дании и Германии, планы Казахстана вырабатывать за счет ВИЭ 53% электроэнергии не особо впечатляют. Однако, в KAZENERGY считают, что «даже частичное достижение этих целей будет означать значительный прогресс в сфере реализации планов Казахстана, связанных с сокращением выбросов парниковых газов в рамках комплекса глобальных мер, направленных на решение проблемы изменения климата».
Интересно, что, выступая в Генеральной Ассамблее ООН 10 мая 2016 г., министр иностранных дел РК Ерлан Идрисов заявил, что до конца текущего года Казахстан ратифицирует Парижское соглашение по климату. Напомним, данное соглашение было подготовлено в ходе Конференции по климату в Париже и принято консенсусом 12 декабря 2015 года, а подписано 22 апреля 2016 года. Оно определит объемы выбросов парниковых газов после 2020 года, а также меры по предотвращению изменений климата. «При том, что наша страна хорошо известна обильными запасами традиционных энергетических ресурсов, мы четко привержены развивать «зеленую экономику». Мы поставили амбициозную цель вырабатывать 50% электроэнергии не из ископаемых видов топлива к 2050 году», – сказал глава МИД РК.
Однако пока, к сожалению, по доле электроэнергии, вырабатываемой за счет ВИЭ, Казахстан все еще остается в числе стран-аутсайдеров. Причем, не только во всем мире, но и отдельно в Центральной Азии, где, согласно отчету Всемирного банка, мы находимся на предпоследнем месте, опережая только Украину, и уступая Таджикистану, Кыргызстану, Узбекистану и России. Причем, Таджикистан в мире находится на шестом месте, генерируя за счет возобновляемых источников 99,56% электроэнергии. Казахстан же со своими 8,4% находится из 248 стран на 127 месте.
А вот в Индекс привлекательности стран для инвестиций в возобновляемую энергетику, составляемый британской аудиторско-консалтинговой компанией Ernst & Young, Казахстану и вовсе пока не удалось попасть – в рейтинг включаются 40 стран мира, которые оцениваются по степени их привлекательности для инвестиций в зеленую энергетику и наличия возможностей использования ВИЭ.
Вместе с тем, согласно Концепции по переходу к зеленой экономике, общие инвестиции в зеленую энергетику должны составить $40-55 млрд к 2030 г. и $90-130 млрд к 2050 г. Сюда входят инвестиции в повышение энергоэффективности, модернизацию, пылегазоочистное оборудование, строительство новых мощностей и создание инфраструктуры.
Диаграмма составлена по данным Национального энергетического доклада 2015 г. ОЮЛ «KAZENERGY»