БРК намерен ограничиться в этом году двумя привлечениями тенговых облигаций на суммы в 30 и 65 млрд тенге в конце мая и начале июня. Об этом сегодня во время круглого стола, посвященного развитию казахстанского рынка капитала в рамках Астанинского экономического форума, заявил председатель правления Банка Развития Казахстана Болат Жамишев.
С помощью облигаций произойдет смена базы фондирования для проектов в рамках программы индустриализации, которые финансировались за счет валютных кредитов.
БРК предлагались на выбор ставки, привязанные к инфляции либо фиксированные ставки. В результате привлечение 65 млрд тенге произойдет по ставке в 15% годовых на 10 лет и 30 млрд тенге по ставке в 14% годовых на 5 лет.
Такой уровень ставок не позволяет финансировать инвестиционные проекты и относительно приемлемой стоимости ресурсов для заемщиков достигается за счет микширования с использованием средств Нацфонда.
БРК финансирует в рамках программы индустриализации на две трети за счет собственных средств и на треть за счет средств Нацфонда. БРК не будет выходить на рынок тенговых заимствований в этом году и будет ждать снижения стоимости привлечения в дальнейшем.
На БРК приходится примерно половина длинных инвестиционных проектов всего казахстанского банковского сектора и это связано не с какой-либо экспансией, а со сворачиванием инвестиционного финансирования частными банками. БРК по прежнему лимитирует себя объемами проектов, которые должны быть больше 30 млн тенге, чтобы не вторгаться на территорию второго уровня.
В круглом столе участвовали также председатель Национального Банка Данияр Акишев, председатель правления холдинга «Байтерек» Ерболат Досаев и несколько международных и казахстанских экспертов высокого уровня, в частности, входящий в совет директоров Байтерека, бывший президент ЕБРР Томас Миров и руководитель аналитического центра «Ракурс» Ораз Жандосов.
В ходе круглого стола были поддержаны предложения Нацбанка по развитию рынка капитала и изменения, связанные с управлением пенсионными активами, которые должны быть переданы в конкурентный сектор.
Таким образом, будет устранен конфликт интересов Нацбанка между осуществлением денежно-кредитной политики, регулированием пенсионного сектора и регулированием инвестиционной деятельности ЕНПФ. Происходящие изменения, связанные с покупкой бумаг квазигосударственных эмитентов и обусловленное фондирование через банки МСБ, по словам г-на Жамишева: «полностью соответствуют существующей инвестиционной декларации ЕНПФ». Причем, речь идет об обеспечении рыночных доходностей для вкладчиков ЕНПФ, при инвестировании в облигации нацкомпаний и институтов развития.
Вопрос о функционировании Международного финансового центра в Астане был обсужден коротко, и г-н Жамишев, отметил, что пока нет решений о том, что единственная фондовая биржа должна быть в Астане, и никто не настаивает на этом категорически.