KASE и крупные инвестиционные компании заинтересованы в участии МСБ на местном фондовом рынке.
В Алматы в рамках инициативы предоставления консультаций по привлечению финансирования через инструменты фондового рынка состоялась встреча представителей МСБ, KASE и инвестиционных компаний. Основная цель данного мероприятия заключалась в том, чтобы предоставить бизнесу информацию об инструментах финансирования через фондовый рынок, который в свою очередь позволил бы компаниям увеличить капитал для развития реализации будущих планов, улучшить имидж и позицию среди клиентов и партнеров.
Как отмечали участники встречи, вполне очевидно, что, будучи коммерческой структурой KASE заинтересована в привлечении доходов. Однако по словам управляющего директора, члена правления KASE Кайрата Турмагамбетова, развитие фондового рынка в Казахстане не менее важно.
«Вы знаете, что ВВП Европы на 80% составляет МСБ. У нас до настоящего времени ситуация на рынке была очень интересна, когда длинные и дешевые деньги лились рекой. Но сейчас времена изменились. Да, у нас в листинге на бирже есть эмитенты очень крупного бизнеса. Мы работаем с ними. Однако вопрос в том, что в каждой экономической ситуации каждая компания сама определяет каким образом ей финансировать свои проекты: будет ли это банковский кредит или размещение акций на бирже. В любом случае мы сейчас заинтересованы в том, чтобы развивать МСБ. Это очень большой пласт, с которым мы вообще пока не работали. А на сегодняшний день это интересный, быстро развивающийся рынок. Ведь малая компания со временем становится средней, а потом и крупной. Это вопрос времени».
Интерес к МСБ проявили и такие инвестиционно-консультационные компании, как «Ernst & Young» (EY) и Freedom finance, предложившие помочь казахстанским компаниям с выпуском акций. Однако как выяснилось проблема лишь в том, что подход консультантов к предполагаемым клиентам достаточно избирательный. Предпочтение в большей степени отдается бизнесу, работающему в сферах: медицины, логистики, сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности.
«В принципе, для нас не принципиально, — признает директор Департамента корпоративных финансов АО Freedom finance Сакен Усер. — Но мы считаем, что для нас в настоящий момент более предпочтительны логистика, сельское хозяйство».
Причина, по словам экспертов, кроется в том, что в отличие от сферы социально-бытовых услуг, к примеру, компании агропромышленного комплекса более предсказуемы и просты для оценки.
«Самая главная проблема в непрозрачности компаний. К нам обращались представители сети крупного ресторанного бизнеса в Алматы. Сами хозяева признавали, что большая часть финансов идет вне кассы. Но на биржу нельзя выйти, если потоки у вас не контролируемы. Поэтому в других секторах экономики это гораздо легче, там нет расчетов налом», — отметила в свою очередь менеджер EY Гульнара Бадыганова.
Впрочем, как признал глава Палаты предпринимателей г.Алматы Юрий Тлеумуратов, для мегаполиса вопрос некоторой избирательности консультантов инвестиционных компаний достаточно щекотливый. По его словам, все дело в том, что доля обрабатывающей промышленности (пищевая переработка, машиностроение и пр.) в Алматы составляет лишь около 5%, тогда как 40% занимает торговля и 40% — услуги (из которых на социально бытовые услуги приходится до 25%).
Сегодня KASE предоставляет эмитентам: негосударственные ценные бумаги (в том числе и иностранные, выпущенные специальными предприятиями под гарантии их учредителей); государственные ценные бумаги и ценные бумаги международных финансовых организаций; инструменты денежного рынка (операции репо, операции валютного свопа) и производные финансовые инструменты.