Эксперты расходятся во мнениях, какие изменения и «вызовы» в управлении могут нести в себе представители поколения Y. Этой теме была посвящена одна из панельных дискуссий прошедшего 27 мая HR-форума в Алматы.
Стык систем ценностей – одна из ключевых проблем, которую выделяет региональный менеджер компании «Flow Kazakhstan» Дмитрий Дмитриев, когда речь заходит о смене поколений X, Y и их сотрудничества.
«С одной стороны, они (представители поколения Y) где-то самоуверенные, слишком амбициозные, слишком индивидуальные. С другой стороны, как правило, они проявляют инициативу, хотят всего и сразу», — уточняет спикер. – Тогда как для поколения X (а это по большей части менеджмент среднего звена) такой фактор как стабильность является важным, например, в силу того, что люди пережили непростые 90-е. Представители поколения Y «избалованы», потому что изначально имеют больше возможностей ввиду технологического процесса и улучшения экономической ситуации».
Спикер отмечает несколько факторов, которые являются ключевыми проблемами или задачами для HR-директоров. Поскольку рынок перенасыщен «экономистами и юристами», которые по актуальности уступают спросу на представителей IT-профессии, казахстанским ритейл-банкам приходится усерднее работать над построением качественного бренда работодателя.
По мнению эксперта в обучении и мотивации поколения Y, важно выстроить такую систему, которая бы популярно объясняла «прозрачность миссии компании, которая делает правильные вещи». Более того, для работников поколения Y важен элемент «геймификации», и когда данный запрос не удовлетворяется, молодые сотрудники уходят с работы в течение полугода или усредняются.
Исполнительный директор ОО «Казахстанская ассоциация независимых экспертов» Раушан Раисханова также делает акцент на том, что «принцип прозрачности и этики» – фактор, способствующий высокой эффективности работников всех поколений, и как следствие, гарант успешности самой компании. «Прозрачность штатного расписания, штатной расстановки, заработной платы, всех вознаграждений – это должно быть нормой не только для норвежских чиновников, но и для каждого первого работника в Казахстане», — добавляет Раушан Раисханова.
Однако директор Казахстанской ассоциации молодых предпринимателей Асхат Абжанов утверждает, что проблемой поколения Y является незнание или неправильный выбор профессии. По результатам опроса одного из казахстанских вузов Алматы, только 5% студентов осознанно подошли к выбору профессии, когда остальные 95% учатся только для наличия степени бакалавра. В данной ситуации спикер также отмечает, что страх и невнимательность большинства родителей не дают детям пойти по тому пути, который им предназначен.
Директор по маркетингу и операциям Microsoft Алия Назаркасимова рассматривает поколение Y как возможность для корпораций. «Порой им требуется очень частый coaching (наставничество – прим. «Къ»), — поясняет спикер, — У них нет рамок, та положительная часть, которая мне сильно нравится».
По мнению HR-директора Chocofamily Лейлы Ушуровой, при рассмотрении кандидатов поколения Y необходимо подойти многосторонне к процессу отбора для того, чтобы рассмотреть потенциал и суметь его раскрыть. Более того, для привлечения и мотивирования сотрудников Рамиль Мухоряпов и HR-команда пришли к следующему стратегическому решению. «1 января 2016 года мы запустили опционную систему. Теперь в компании мы к друг другу обращаемся никак иначе, как партнеры. Теперь мы партнеры, мы собственники бизнеса, всё, что мы делаем, мы делаем для себя, а не для босса», — рассказала Лейла Ушурова.
Справочно:
Миллениалы или Поколение Y (поколение «игрек»; другие названия: поколение Миллениума (millennials), поколение «некст», «сетевое» поколение, миллениты, эхо-бумеры) — поколение родившихся после 1981 г., встретивших новое тысячелетие в молодом возрасте, характеризующееся прежде всего глубокой вовлечённостью в цифровые технологии. В момент появления термина Поколение Y противопоставлялось Поколению X, которое соответствует предыдущему демографическому поколению. Встречается употребление термина Yllo (Young Liberty Love).