Почему банкиры могут остаться без работы
Происходит постепенное снижение влияния коммерческих банков на денежные потоки глобальной финансовой системы. Поэтому финансовые институты вынуждены ломать наработанные тренды, подстраиваясь под новую экономическую реальность. Казахстанским банкам есть над чем задуматься, считают эксперты.
По мнению главы Сбербанка РФ Германа Грефа, новую экономическую реальность мира формируют пять основных трендов: мир становится цифровым, прорывные технологии вытесняют традиционное производство, происходит рост геополитического напряжения, замедление роста развивающихся рынков и снижение цен на сырье и энергоносители.
Выступая на годовом общем собрании акционеров Сбербанка Герман Греф подчеркнул, что еще в прошлом году стало ясно — «тренды, которые формировались в последнее десятилетие, стали ломаться».
В подтверждение акционерам был продемонстрирован фильм, где на слайдах мелькают примеры: капитализация Deutsche Bank ($21 млрд), глобального банка со 145-летней историей, в 2015 году оказалась в два раза ниже капитализации электронной платежной системы PayPal ($44 млрд); активы, управляемые компьютерами без участия людей, в 2015 году составили $20 млрд и, по прогнозам Сбербанка, достигнут $450 млрд в 2020 году.
«Новые технологии ставят под угрозу традиционные отрасли: GA Aviation печатает детали для реактивных двигателей на 3D-принтере, будет ли нужно традиционное производство? Алюминий? Титан? Самоуправляемые автомобили могут лишить работы 10% работающих американцев», — говорил Герман Греф.
По его словам, отток капитала из развивающихся стран в 2015 году составил $735 млрд. Упали цены на сырье. Российский ВВП в прошлом году упал на 3,7%, реальные доходы населения снизились на 4,3%, реальные зарплаты — на 9,3%, инфляция составила 12,9%. Инвестиции в основной капитал РФ упали на 7,6%. За два года с рынка ушел каждый четвертый банк, на санацию банков был затрачен 1 трлн руб., рекапитализация банков обошлась государству в 1,8 трлн руб., а Агентство по страхованию вкладов полностью исчерпало свои фонды. И эта новая реальность, с точки зрения главы Сбербанка, является серьезным вызовом для России.
В тоже время по прогнозам аналитического подразделения группы компаний Economist Group, издающей журнал Economist, график кривой показателей ВВП Казахстана в 2016 году падает ниже нулевого уровня. Такой обвал, по подсчетам Economist Group, наблюдался лишь в 1998 году.
По словам директора центра экономического анализа «Ракурс» Ораза Жандосова, казахстанская экономика падала и в период с 1992 по 1995 годы. Эксперт не исключает, что и в 2016 году показатель ВВП может быть отрицательным, если не принимать новых и дополнительных решений.
В свою очередь, начальник отдела управления активами АО «Казкоммерц Секьюритиз» Айвар Байкенов отмечает, что с учетом того, что наша экономика становится все более открытой (в рамках ВТО и региональных союзов) глобальные тенденции не обходят стороной, в том числе и технологический процесс. «Современные технологии в нашу финансовую систему только начинают приходить, причем, сам процесс проходит пока относительно медленно, во многом по причине неготовности населения к таким технологиям и слабой инфраструктуры. То есть в данном плане Казахстан заметно отстает и пока в большей степени внедряет технологии развитых стран прошлых лет», — отметил в комментариях «Къ» финансовый аналитик.
По его словам, если посмотреть на процессы, происходящие в развитых странах, то наблюдается постепенное снижение влияния коммерческих банков на денежные потоки глобальной финансовой системы. Постепенно банковский бизнес, грубо говоря, «отжимается» новыми платежными системами и продуктами, основанными на базе технологии block-chain. И в данном случае, по мнению эксперта, казахстанским банкам действительно есть над чем задуматься и двигаться в ногу с новыми технологиями, разрабатывая новые продукты или совершенствуя текущие. «Отдельные казахстанские банки уже начали активно работать в данном направлении.
Угроза цифрового мира в том, что он вытесняет традиционные институты и снижает необходимость в человеческих ресурсах. Однако в любой момент даже самая надежная система может дать сбой, последствия которого могут оказаться непредсказуемыми», — считает Айвар Байкенов.