Казкоммерцбанк объявил результаты выкупа еврооблигаций в рамках трех своих выпусков. Объемы оказались не столь велики и далеки от готовности банка потратить на это $300 млн или даже 500. С одной стороны, это говорит о том, что риски оцениваются инвесторами не слишком высоко, с другой — демонстрация имеющейся у банка ликвидности, значительно превышающей уровень текущих внешних выплат, возможно, могла бы быть и более эффектной.
Ответ на снижение рейтинга
Казкоммерцбанк опубликовал 1 июня результаты своего предложения о выкупе трех ближайших к погашению выпусков международных облигаций банка. Предложение было сделано 18 мая, после того, как второе из «большой тройки» рейтинговых агентств S&P снизило рейтинги банка до уровня «ССС».
В официальном комментарии банка по поводу этого решения отмечалось: основным драйвером рейтингового действия является сложная экономическая ситуация в стране, накладывающая, по мнению Standard &Poor’s, ограничения на возможности реализации стратегии банка. Более того, произошедшая в 2015 году девальвация тенге и уникальная по масштабам для рынка РК сделка с БТА Банком, который остается крупнейшим заемщиком банка, также оказали влияние на качество активов.
Решение Standard & Poor’s было ожидаемым, тем более что ранее, в январе, аналогичное действие предприняло рейтинговое агентство Fitch Ratings мы понимаем опасения аналитиков Standard & Poor’s, связанные с происходящими изменениями в составе акционеров и руководства банка, а также его стратегии». Отвечая в те же дни на вопрос «Къ» о том, как снижение рейтингов может сказаться на фондировании банка, его председатель совета директоров и мажоритарный акционер Кенес Ракишев отметил, что лично находится в режиме связи с рейтинговыми агентствами, и они готовы пересмотреть свои оценки, в случае если новая стратегия банка, связанная с ориентацией на малый и средний бизнес и продолжением инновационного развития, окажется успешной.
Реакция банков на снижение рейтингов ниже уровня «B» выглядела, таким образом, достаточно мягкой и конструктивной. Действием с позиции силы, точнее сохраняющегося в банке высокого уровня ликвидности, стало как раз предложение о выкупе еврооблигаций. Причем, в момент его формулирования г-н Ракишев заявлял о готовности потратить на это значительно большее количество средств, чем предлагали консультанты из JP Morgan, их точка зрения состояла в том, что предложение может быть сделано по бумагам на сумму в $300 млн, г-н Ракишев заявлял о готовности потратить $500 млн из имеющейся в банке ликвидности. Ранее банк отмечал отсутствие каких-либо проблем с обслуживанием внешнего долга, поскольку имеющаяся ликвидность в сумме $2,5 млрд покрывает сумму внешних выплат до 2021 года. Выкуп облигаций должен был осуществляться по методу модифицированного голландского аукциона, предполагающего торги на понижение цены.
Тендерное предложение истекло
Объявленные банком итоги выпуска выглядят следующим образом. 18 мая Казкоммерцбанк объявил о предложении держателям: выпуска субординированных облигаций в сумме $200 млн, с купоном 8,625% и датой погашения 27 июля 2016 года, выпуска старших облигаций с текущей ставкой купонного вознаграждения 6,765% годовых, выпущенных в сумме $500 млн, с купоном 7,50% и датой погашения 29 ноября 2016 года и выпуска старших облигаций в сумме 750 млн евро, с купоном 6,875% и датой погашения 13 февраля 2017 года, выкупить эти облигации в обмен на денежные средства.
Как отмечает банк, предложение по выкупу облигаций истекло 27 мая 2016 в 16:00 по лондонскому времени. Банк проинформировал держателей еврооблигаций о принятии заявок на выкуп основного долга по каждому из трех выпусков в следующем порядке:
Тендерное предложение истекло, и заявки на выкуп облигаций больше не принимаются. Все выкупленные облигации по тендерному предложению не будут перепродаваться либо перевыпускаться.
Не ясно, использовал ли предложение ЕНПФ
Таким образом, результаты выкупа свидетельствуют о том, что держатели ближайших по срокам погашений выпусков облигаций продали их банку в весьма ограниченных объемах — суммарно менее $35 млн, что, конечно, очень далеко от заявляемой суммы выкупа в $300 млн. Возможно, это свидетельствует о том, что инвесторы не воспринимают как очень высокие риски по бумагам с приближающимися сроками погашения. Вероятно, спрос на выкуп со стороны банка был бы выше, если бы речь шла о более длинных выпусках облигаций. Была продана более значительная часть выпуска субординированных облигаций, несмотря на то что погашение по ним должно состояться уже в июле. Объемы продаж оказались невысокими, несмотря на понижение рейтингов от двух рейтинговых агентств, при этом часть институциональных инвесторов имеет мандаты на инвестирование в бумаги только с определенным уровнем рейтингов, и их понижение означает для них необходимость выхода из этих инвестиций.
Согласно структуре инвестиционного портфеля казахстанского ЕНПФ по состоянию на 1 мая фонд являлся держателем еврооблигаций в рамках двух выпусков, предложенных к выкупу. Субординированных облигаций со сроком погашения 27 июля с текущей рыночной стоимостью 1,415 млрд тенге и старших облигаций со сроком погашения 29 ноября, с текущей рыночной стоимостью 10,553 млрд тенге. Суммарно вложения в эти бумаги составляют 0,2% от инвестиционного портфеля фонда. Принял ли ЕНПФ предложение Казкоммерцбанка о выкупе бумаг, станет понятно после публикации структуры его инвестиционного портфеля по состоянию на 1 июля.
После острой фазы кризиса 2007–2009 годов, на фоне неопределенности после реструктуризации обязательств перед держателями облигаций трех банков, те же Казкоммерцбанк и ЦентрКредит эффективно работали с внешним долгом, выкупив его часть со значительным дисконтом. Говорить о чем-то подобном в нынешней ситуации на фоне снижения рейтингов рейтинговыми агентствами крайне сложно.
Комментируя по просьбе «Къ» то, почему объемы выкупа остались настолько невелики, аналитик Fitch Роман Корнев ограничился словами: «Возможное объяснение низких объемов — не сошлись по цене. Банк, вероятно, хотел выкупить бумаги с большим дисконтом».