1 июля на территории Международного центра приграничного сотрудничества (МЦПС) «Хоргос» будут сданы в эксплуатацию 10 тыс. кв. метров торговых площадей. Оставшиеся 64 объекта будут введены в эксплуатацию до конца 2017 года.
Накануне предстоящего 16 саммита ШОС, на котором председательствование в этой организации перейдет к Казахстану, в Алматы состоялось очередное заседание экспертного клуба Raimbek. Его участники рассказали представителям СМИ, что Деловой совет (ДС) ШОС, возглавляемый казахстанским бизнесменом Раимбеком Баталовым, в числе предложений которые будут рассматриваться на ДС ШОС в Ташкенте 23-24 июня, затронут и вопросы по развитию приграничной торговли через СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота».
По словам участников экспертного клуба, согласно генеральному плану развития МЦПС «Хоргос», разработанному еще в 2015 году, основной упор данного проекта делается на формат делового сотрудничества, основанного на бизнес-туризме и развлекательном туризме. «Сейчас в мире развивается и новое популярное направление – кулинарный туризм. В связи с чем мы предусмотрели на нашей территории порядка 40 этнокухонь. Это все МСБ. Ведь наша основная задача как МЦПС – это розница и небольшой, мелкий опт. Но сейчас мы находимся на стадии ребрендинга», — отметил президент МЦПС Василий Ни.
Хоргос — это не базар
Еще года два назад, когда для журналисткой братии была организована поездка на Хоргос, с казахстанской стороны на территории МЦПС стояли лишь две юрты. Тогда как со стороны Китая уже тогда возвышался целый мегаполис с торговыми домами, бизнес-центрами и иными инфраструктурными объектами. И вот, наконец, первый шаг сделан. По словам Василия Ни, уже 1 июля планируется сдача двух первых объектов на казахстанской территории. Это два торговых центра, размещенных на территории в 10 тыс. кв. м.
Глава МЦПС уверен, что к 2018 году 56 объектов, задуманных согласно генплану, будут-таки функционировать. «Сегодня по 30 объектам уже заключены инвесторские договора. По остальным объектам либо заключены меморандумы, либо обсуждается вопрос по эскизам, по входу их в проект. Мы планируем, что до конца года все 56 объектов будут иметь свое продвижение: либо в стадии ПСД, либо уже в стадии строительства. До конца года планируется возвести и запустить бизнес-центр с гостиничным комплексом и бутиками. Также будут введены еще 2 торговых центра», — говорит Василий Ни.
Впрочем, радужное будущее, как всегда омрачается ложкой дегтя. На этот раз серьезным препятствием в развитии центра стала недоработанная законодательная база. В результате чего руководство МЦПС вынуждено лишь обещать потенциальным инвесторам золотые горы. «Мы говорим, приходите, вкладывайте, а правила игры, к сожалению, пока до конца не определены», — признался глава центра. Впрочем, он надеется, что уже в сентябре вниманию народных избранников будет представлен новый законопроект для работы «Хоргоса». При благополучном исходе документ должен вступить в силу с начала 2017 года.
Минуточку, за чей счет этот банкет?
Очевидно, что любого инвестора в первую очередь интересуют гарантии за вложенные средства. Прежде всего, это условия по земле и желаемые преференции, которые инвестор хочет получить. Поэтому реализаторы проекта просят правительство дать на восстановление бизнеса немного времени. Речь идет о налоге на землю, налоге на имущество и пр. Конечно, это на первый взгляд, совсем небольшие деньги.
Но зато такой подход позволит им говорить инвестору о том, что государство, таким образом, показывает свою готовность создавать необходимые условия для привлечения инвестиций. По словам Василия Ни, на сегодняшний день от пограничных и таможенных служб уже получено разрешение на возможность работать инвесторам 24 часа в сутки. Также было разрешено пользоваться квотами на привлечение иностранной рабочей силы. Поступательные шаги со стороны государства уже осуществляются.
Из госбюджета на создание инфраструктуры было выделено 46 млрд тенге. Это небольшая часть из тех средств (586 млрд тенге), которые планируется освоить центром. Львиная доля денег – 540 млрд тенге, была привлечена за счет частных инвестиций. В планах г-на Ни привлечь к проекту по развитию зоны еще дополнительно 1,5 млрд долларов. Кроме того, ожидаемый эффект от затраченных усилий – создание порядка 10 тыс. рабочих мест. «Товарооборот к 2020 году может составить 1,8 трлн тенге, из которых около 10% поступит в бюджет в виде социальных налогов, КПН, и пр.», поделился глава МЦПС.
Главное привлечь производственные мощности
В свою очередь, председатель ДС ШОС от РК Раимбек Баталов буквально по полочкам разложил ожидаемые перспективы от развития МЦПС. «Когда в рамках ДС мы встречались с крупными ассоциациями из Китая, которые представляют текстиль, машиностроение, электронику, мебельную промышленность, мы видели очень большую и серьезную заинтересованность в том, чтобы сократить свои логистические издержки. Большинство этих организаций работает на рынок СНГ и Восточной Европы, и они проявляют интерес к тому, чтобы поставить производство ближе. В том числе мы говорили с индийскими компаниями, которые готовы переносить свои производства, если будут созданы для этого условия, с точки зрения, административных барьеров, налоговых преференций, инфраструктуры, причем, не только инженерной, но и бытовой», — рассказал г-н Баталов.
По словам бизнесмена, Казахстан заинтересован в появлении промышленных предприятий по переработке и изготовлению товаров. Для этих целей на территории МЦПС действует сухой порт. Учитывая, созданный транспортный хаб и то, что контейнерные перевозки на сегодняшний день являются самым дешевым видом транспортировки грузов, можно сказать, что вопросы логистики на СЭЗ решены. Для Казахстана в этой связи возникает огромный плюс в виде увеличивающегося транзитного потенциала. Другое не менее важное преимущество, по мнению бизнесмена, заключается в возможностях переработки сырья, которого у нас действительно немало. Наконец, третий очень важный момент – это рабочая сила. Когда мы говорим о строительстве новых предприятий, это значит, что появится немало рабочих мест.
В то же время появление новых предприятий с китайским участием, по сути, вблизи Алматы, вовсе не означает, что местный бизнес останется не у дел. По крайней мере, по словам участников экспертной встречи никто не отменял законы емкости рынка. Уже сегодня на Хоргос отечественный бизнес поставляет широкую линейку продуктовых товаров, которые пользуются спросом у китайской стороны: хлебобулочные изделия, мука, натуральные соки, питьевая вода, местные овощи и фрукты, мед и мясо. «То, что у Казахстана постепенно вырисовывается в Китае бренд натуральных продуктов, это очень важно. Но об этом знает пока лишь население СУАР. Хотя и это тоже немаленький рынок с наслоением более 30 млн человек. Здесь важно, что в рамках этой приграничной зоны уже пошла реализация. Здесь не обязательно, чтобы производство стояло именно на территории МЦПС «Хоргос». Если ворота открылись, сам рынок подскажет, что там необходимо будет возводить», — говорит Раимбек Баталов.
Новая экономическая политика
На днях в ходе совместного заседания палат Парламента РК, отвечая на вопросы депутатов, глава правительства РК Карим Масимов заявил, что в сентябре текущего года на рассмотрение парламента будут вынесены предложения по изменению государственной экономической политики. Но, несмотря на ожидаемые новшества, по словам участников экспертного клуба, развитие приграничной торговой зоны идет в рамках общей стратегии.
«Все мероприятия, которые планируются, идут в унисон тому плану, который в очередной раз будет подписан главами государств. Мы четко попадаем в торгово-экономическое развитие, культурное развитие, туризм и т.д. Поэтому все идет в рамках развития нашей программы «Нурлы жол» и китайской программы «Один поезд – один путь», — отметила заместитель председателя национальной части ДС ШОС Мунавара Палташева.
В свою очередь, Раимбек Баталов заметил, что работа ДС как раз и заключается в том, чтобы реализовывать конкретные проекты. Правда, по его словам, зачастую бизнесу не хватает элементарной информации, но, как говорится, все еще впереди. К тому же явные преимущества работы на приграничной СЭЗ очевидны и теперь важно лишь, чтобы законотворцы не подвели, и чтобы в практическом исполнении тоже не было сбоев.