За последние месяцы в Казахстане заметно увеличился объем онлайн-транзакций с помощью пластиковых карт. Как сообщает со ссылкой на Национальный банк РК портал Computerworld.kz, в мае данный показатель достиг 20,1 трлн тенге, количество транзакций составило 2,45 млн. По мнению участников рынка, в ближайшие годы станут актуальными такие тренды, как покупка контента в онлайн-приложениях, появление внешних провайдеров услуг, а также рост конкуренции в сегменте офлайн-ритейла.
Согласно данным, озвученным менеджером департамента управления рисками Visa в странах СНГ и Восточной Европы Игорем Золотарем, в онлайн-пространстве совершаются 23% транзакций, совершаемых по картам банков, выпущенным в Казахстане. При этом 53% от этого количества транзакций осуществляется внутри страны, а 47% — за ее пределами. По мнению эксперта, это хороший показатель: когда рынок электронной коммерции делает первые шаги, и внутри страны еще не сформировано достаточное количество предложений, доля международных транзакций доходит до 80-90%.
Эксперты отмечают, что чаще всего казахстанцы оплачивают в режиме онлайн телекоммуникационные услуги, по сравнению с прошлым годом через интернет стали чаще оплачивать «коммуналку», пополнять электронные и мобильные кошельки, приобретать электронные товары и услуги; данный метод оплаты лидирует и при покупке авиабилетов в режиме онлайн, казахстанские банки вводят сервис бесконтактных платежей. При этом и в режиме офлайн наши соотечественники чаще, чем прежде используют платежные карты не для того, чтобы снять наличные в банкомате, но в качестве непосредственно инструмента оплаты. Казахстанцы оплачивают картами покупку одежды, услуги телекоммуникационных операторов и государственных органов, все чаще отдают предпочтение безналичному расчету в супермаркетах и ресторанах.
По мнению специалистов, развитие онлайн-индустрии вносит коррективы в принципы социализации и коммуникации. «Онлайн становится отдельной вселенной со своими правилами и законами, с новой инфраструктурой платежей. Сегодня 51% населения земного шара имеет доступ к мобильной связи, 46% — к интернету, 6% годового мирового ритейла уже сегодня находится в онлайн, а в 2019 году эта доля вырастет до 10%. Меняется и поведение потребителей. Все чаще появляются люди, которые предпочитают не привязываться к вещам, арендуют жилье и автомобили, и для них онлайн-среда – самый удобный формат оплаты. Эти тренды пока не очень ярко выражены на местном рынке, но тенденции, существующие в глобальном масштабе, всегда проявятся в отдельной стране, и сегодня это происходит более быстрыми темпами, чем еще 10 лет назад», — считает Игорь Золотарь.
Онлайн-сервис все чаще используется для совершения традиционных банковских операций, например, денежных переводов. Если еще несколько лет назад для того, чтобы сделать перевод, клиентам приходилось идти в отделение банка, то сегодня операцию можно провести за несколько минут в онлайне, а особо «продвинутые» пользователи вообще стремятся свести к минимуму визиты в банковские отделения. С одной стороны, это в некоторой степени уход с рынка услуг в их классическом виде, с другой – появление сервиса в новом канале, поскольку он является другим с точки зрения технологий и открывает новую часть бизнеса.
По мнению российского эксперта Антона Арнаутова, в перспективе будут образовываться сложные экосистемы, в которые будут входить участники рынка электронной коммерции, сотовые операторы, ритейлеры и банки могут стать платформой для развития новых сервисов. В перспективе будет востребована покупка контента в онлайн-приложениях, хотя сегодня на постсоветском пространстве эта тенденция выражена не так ярко. Финансовым институтам необходимо преобразовывать обслуживание клиентов с учетом требований будущего и развития бизнеса в онлайне, считает технический директор «Cisco Казахстан» Дмитрий Шустер, а значит, в банковском секторе должны быть созданы инновационные рабочие места, решения для совместной работы внутри компании и с клиентами. В течение ближайших 2-5 лет, считают эксперты, бизнес будет более активно искать новые каналы продвижения своей продукции, в том числе онлайн, а банки будут более активно продвигать электронные платежи и работать с картодержателями «Появятся новые игроки, внешние провайдеры сервисов – платежные страницы, интеграционные решения между банками и торговцами, небанковские сайты с услугами оплаты коммунальных платежей, денежных переводов. Появятся новые торговые точки, которые будут работать в режиме онлайн. Это не очень простой бизнес. Когда мы привыкли работать в офлайне, недостаточно сделать сайт и разместить объявление о продаже. Необходима IT-поддержка, специалисты, способные понимать бизнес, анализировать поведение пользователя на сайте, и это направление надо освоить», — прогнозирует Игорь Золотарь.
Продвижение платежей в онлайн вновь выводит на одно из первых мест вопрос информационной безопасности. При совершении финансовых транзакций в интернете людям свойственно проявлять опасение, особенно если речь идет о первом пользовательском опыте.
По данным Visa, в Казахстане уровень мошенничества при осуществлении финансовых транзакций составляет 0,016%, или 1,6 цента на $100 легитимной транзакции, в то время как средний показатель по миру – 0,07%, или 7 центов на $100. По сравнению с 2014 годом уровень мошенничества с платежными картами в РК в прошлом году снизился на 28%.
По словам Дмитрия Шустера, вопросам информационной безопасности уделяют больше внимания как финансовые институты, так и компании, работающие совместно с ними, о чем может свидетельствовать практически двукратный рост продаж решений вендора для совместной работы и для обеспечения информационной безопасности.
Онлайн-платежи в динамике
За последний год количество транзакций по картам Visa в интернете, по данным компании увеличилось на 30%, а их объем вырос на 100%. При этом количество внутристрановых транзакций в интернете выросло на 43%, а международных – лишь на 9%. Онлайн-платежи растут теми же темпами, что и платежи face-to-face. Количество транзакций по картам в торговых точках за год выросло на 32%, а оборот – на 67%, Количество внутристрановых транзакций в офлайновых торговых точках увеличилось на 36%, а за границей – на 7%.