В Казахстане обостряется дефицит сахара
В Казахстане обостряется дефицит сахара. По данным статкомитета, с начала июля цена на продукт выросла на 7%, до примерно 260 тенге/кг. В столичных сетях вводят ограничение на продажу в одни руки. Без ограничений сахар торгуется по цене от 320 тенге/кг. Производители уверяют – рост напрямую связан со стоимостью сахара-сырца на мировых биржах. Экспорт казахстанского сахара за январь-май текущего года в соседние Россию и Китай вырос примерно в 2 раза.
Тема дефицита сахара в разгар лета все активнее проникает в информационное пространство Казахстана. В отдельных регионах, как уверяют местные издания, его стоимость взлетала вплоть до 400 тенге/кг. Это практически вдвое выше майского ценника.
По данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики (МНЭ), за неделю (с 5 по 12 июля) цена на товар выросла на 4,5%. С начала месяца на 7,5% и почти на 23% с начала года.
По данным электронного акимата Астаны, на 14 июля стоимость сахара в городе составляла 253,9 тенге/кг. Купить в реальности по такой цене невозможно, а если и можно, то немного. В колл-центре ТОО Magnum Cash&Carry «Къ» заявили, что сахар есть. Однако по прибытии журналиста в торговый павильон, выяснилось, что сахар закончился. Причем действует ограничение – не более 5 кг на один чек. Зато цена ниже средней – 250 тенге/кг.
Купить сахар в мешках (от 25 кг) практически невозможно. В ТОО «Анвар» корреспонденту «Къ» заявили, что сахар отсутствует уже неделю. С регулярной периодичностью сахар появляется в сети супермаркетов Small. Однако, как уточнили продавцы, товар раскупается менее чем за один час.
На мелкооптовом рынке столицы сахар в мешках продают от 320 тенге/кг, маркированной в тару единственного производителя сахара в стране – ТОО «Центральноазиатская сахарная корпорация» (ЦАСК).
Один из оптовых реализаторов сахара Астаны на условиях анонимности заявил, что продает сахар по цене 265 тенге/кг. Причем на условиях полной предоплаты и сроком поставки не менее чем 3 дня. Другой представитель оптового рынка из Восточно-Казахстанской области также заявил, что поставляет в розничные сети сахар по цене 275 тенге/кг.
Как заявила «Къ» гендиректор ЦАСК Галина Баймурзаева, цена реализации сахара для всех регионов одна и составляет 245 тенге/кг. Другими словами, из ее слов следует, что торговая наценка для покупателей в Астане составляет примерно 30%.
«Наша компания сейчас фактически работает в убыток. Себестоимость производимого сахара на сегодня составляет 306 тенге/кг. Мы отпускаем по 245 тенге/кг. В структуре цены 70% – стоимость сахара-сырца. Если в мае биржевая цена на сырец составляла $377/т, то в июне она выросла до $477/т. Наш последний контракт на поставку заключен и вовсе по цене $508/т. Естественно мы были вынуждены поднять цены на 10%», – рассказывает собеседница.
В июне ЦАСК отгрузил своим партнерам 50 тыс. тонн сахара. Это вдвое выше уровня годичной давности, когда предприятие поставляло на внутренний рынок 22 тыс. тонн.
«Я 5 лет возглавляют ЦАСК. Ежегодно в июне объем отгрузки составляет примерно 20–22 тыс. тонн. В июле этого года только за 20 дней мы уже отгрузили 25 тыс. тонн сахара. Ежедневно наши заводы производят 1,6 тыс. тонн сахара. Примерно 1,5 тыс. тонн мы отгружаем на весь Казахстан. Скажите, куда девается этот сахар?», – задается вопросом Галина Баймурзаева.
Дефицит сахара уже заинтересовал представителей Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции (КРЕМиЗК). 19 июня представители госоргана по южной столице встречались с руководством ЦАСК. На вопрос «Къ» в ведомстве ответили, что изучают ситуацию.
«Вчера закончилась проверка антимонопольных органов Алматы. Мы им полностью предоставили картину, претензий к нам нет. Есть проблемы с отгрузкой, которая упирается в мощности по производству. Но она идет ежедневно и равномерно во все регионы по одному вагону. В одном вагоне примерно 68 тонн сахара», – уточняет глава ЦАСК.
«Основные регионы – потребители сахара в Казахстане, это, прежде всего: Алматы, Южно-Казахстанская область, Карагандинская область, Астана и Костанай. Кроме того, – продолжает Галина Баймурзаева, – у ЦАСК есть обязательства перед кондитерскими заводами в Алматы, Шымкенте, Караганде и Костанае».
ЦАСК работает в основном с оптовыми покупателями. Но есть и розничные партнеры, как, например, розничная сеть супермаркетов с торговой маркой Small (ТОО «Скиф Трейдинг»). По признанию главы ЦАСК, компания пытается поддерживать розничный сегмент, отгружая сети «по вагону» сахара ежедневно в различные регионы.
Гендиректор ТОО «МТ Спутник» Сергей Божков заявляет, что дефицит сахара в июне-июле носит традиционный характер. По его мнению, решить проблему могут стабилизационные фонды, которые бы выбрасывали в этот период сахар для недопущения дефицита.
По данным ЦАСК, в текущем году заполняли сахаром лишь стабфонды в Шымкенте, Таразе и Петропавловске. В АО «СПК Astana» вопрос «Къ» о закупе сахара перед летним сезоном оставили без ответа.
Оптовый реализатор сахара из Павлодара на условиях анонимности заявил «Къ», что цены на сахар взвинчивают розничные сети. «Мы поставляем в магазины по 270 тенге за кг регулярно. Но сети пользуются ажиотажем и на полке выставляют цену в 340 тенге за кг», – уточняет предприниматель.
В ЦАСК уверены, ажиотаж сойдет на нет к началу августа, если не раньше. «Оптовики» дают высоким ценам на сахар не больше недели, после чего они «устаканятся» до реальных значений.
«Понятно, что ниже 265 тенге/кг цены вряд ли будут, но наценка торговых сетей за счет исчезновения дефицита снизится однозначно. Я предполагаю, что на полке цена упадет до 290-300 тг/кг», – говорит на условиях анонимности крупный поставщик сахара из Актобе.
Пока же высокие цены срывают планы ЦАСК по модернизации одного из своих заводов.
«Статистика потребления показывает, что к августу спрос падает. Под это мы планировали начать реконструкцию Меркенского завода. Уже закупили оборудование. Предполагалось, что один завод на 800 тыс. тонн в сутки обеспечит потребности. Нам необходимо подготовиться к приемке сахарной свеклы. Планируем в этом году хороший урожай. Сейчас эти планы подвисли», – уточняет Галина Баймурзаева.
Дефицит сахара вынуждает оптовиков нести дополнительные издержки по кредитам.
«Сейчас поставка идет по 100%-й предоплате. Мы вынуждены брать займы овердрафт в банках под 27% годовых. До нас сахар доходит примерно неделю. Плюс надо этот сахар реализовать, это тоже дополнительное время, а значит и расходы», – делится с «Къ» другой оптовый «игрок» на сахарном рынке ВКО.
Не исключено, что отечественный сахар перетекает на соседние рынки, оголяя внутренний рынок. Этому процессу в немалой степени способствует плавная девальвация тенге по отношению к российскому рублю. По данным Национального банка РК, с января по июнь текущего года тенге ослаб к рублю на 9% с 4,73 тенге до 5,16 тенге за единицу российской нацвалюты. Но к доллару, в котором номинированы закупки сахара-сырца, тенге напротив окреп за этот период на 8,2% с 365,8 тенге до 336,2 тенге.
По данным Комитета по статистике, в январе-мае (более свежие данные отсутствуют.– «Къ») текущего года экспорт сахара и кондитерских изделий из него вырос в 1,6 раза (более 6,4 тыс. тонн) в натуральном выражении и незначительно сократился в «долларовом».
В разрезе стран основной рост идет за счет России, КНР и Узбекистана. Экспорт в РФ вырос в 1,7 раза до 7,5 тыс. тонн, в КНР – в 2,3 раза до почти 1,2 тыс. тонн и в Узбекистан в 1,5 раза до почти 2 тыс. тонн.
В разговоре с «Къ» оптовики из трех приграничных с РФ областей отметили, что российские бизнесмены чаще обращаются с просьбой продать сахар. Этот процесс находит косвенное отображение и на динамике цен в региональном срезе. Наибольший рост цен на сахар за последнюю неделю демонстрируют приграничные с Россией регионы (см.Таб.1.).
Президент Ассоциации рынков, предприятий торговли и сферы услуг Нурсадык Абишев отметил, что нынешний дефицит является результатом комплексного наслоения проблем.
«Нет государственной политики по поддержке производителей в этот период за счет снижения пошлин. Кроме того, это проблема повторяется из года в год. Соответственно можно было бы уже выработать меры по закупу сахара в стабилизационные фонды. Не исключено, что и в Россию уходит», – комментирует он «Къ».
В ЦАСК со своей стороны отметили, что закупу в стабфонды мешают бюрократические процессы в СПК при акиматах. «К нам обращаются по поводу закупа в стабфонды. Мы договариваемся о цене. Но процесс утверждения порой слишком долго идет. Мы зависим от биржевых цен на сахар-сырец, который возим из Бразилии. Цены растут, мы вынуждены также повышать ценник, поскольку продавать по старым ценам себе в убыток не можем», – резюмировала в свою очередь Галина Баймурзаева.