Необходимо ли в Казахстане дерегулирование рынка дизтоплива?
В Министерстве энергетики считают, что отмена государственного регулирования цен на дизельное топливо не должна привести к их резким колебаниям, поскольку рынок дизтоплива в Казахстане находится в хорошем состоянии с точки зрения запасов. Однако ситуация с дефицитом дизтоплива возникала в стране и раньше.
В ходе совещания по вопросу отмены регулирования рынка дизельного топлива, которое прошло 28 июля, вице-министр энергетики Асет Магауов сообщил о том, что соответствующий приказ уже подготовлен и проходит общественное обсуждение.
«Мы считаем, что настала необходимость провести данное дерегулирование. Проект приказа на сайте нашего министерства размещен. По законодательству он должен там находиться 10 дней и проходить обсуждение общественными организациями. Текущее решение, в первую очередь, будет касаться только розничных цен. Оптовые цены будут формироваться по своему механизму», — заявил Магауов.
Отметим, что именно 28 июля и истекли 10 дней, отведенных на обсуждение проекта приказа. И из участников рынка, участвовавших в совещании, против данной инициативы не выступил никто. Более того, в Казахстанской топливной ассоциации отмену госрегулирования цен на дизельное топливо также сочли необходимой мерой.
Магауов в ходе совещания также отметил, что факторов, способствующих необходимости проведения дерегулирования, достаточно много. Однако на первом месте среди них стоит большая ценовая разница с соседними государствами. Например, в России, по словам вице-министра, литр летнего дизельного топлива на данный момент стоит в пересчете порядка 185 тенге, в Кыргызской Республике – 160 тенге, в то время как в Казахстане цена одного литра дизтоплива составляет всего 99 тенге. Но необходимо учитывать, что существенную долю в цене российского дизельного топлива занимают акцизы и НДС, а также тот факт, что в РК нефтепродукты из России могут импортировать без уплаты российских налогов и акцизов.
Подобные расхождения в цене приводят к тому, что большое количество транзитного транспорта предпочитает заправляться в Казахстане. Более того, по словам Магауова, происходит также и легальный вывоз дизтоплива в больших количествах в баках грузового автотранспорта, причем, водители делают по несколько рейсов в день. Это порождает риск возникновения дефицита дизельного топлива в приграничных районах страны. Для его минимизации необходимо иметь возможность производить дополнительные поставки дизтоплива из России, однако, учитывая ценовую разницу, российским экспортерам нефтепродуктов это просто невыгодно.
В ОЮЛ «Kazenergy» нам напомнили о том, как в период между 2012‑2014 гг. спрос на дизельное топливо превысил объемы производства собственных нефтеперерабатывающих предприятий страны. А именно за их счет в Казахстане традиционно удовлетворялся спрос на дизельное топливо на внутреннем рынке. И в итоге в данный период Казахстан стал чистым импортером дизельного топлива.
А с августа текущего года по ноябрь работа Павлодарского и Шымкентского НПЗ и вовсе будет поочередно приостановлена в связи с проведением планового ремонта, что может только еще сильнее обострить ситуацию.
Магауов заявил, что, несмотря на формирование в текущем году в стране значительно бóльших по сравнению с прошлым годом запасов дизельного топлива (на данный момент имеется порядка 200 тыс. тонн), очередной риск возникновения дефицита из-за перетоков также имеется.
«Сейчас начинается уборочная кампания, мы выделяем по договоренности с МСХ порядка 391 тыс. тонн дизельного топлива для уборочной кампании по цене, которая была в период весенне-полевых работ. Отгрузка идет бесперебойно, в приграничных областях будет большая напряженность, и чтобы эти вопросы решить, мы считаем, настала необходимость перевезти дизтопливо на дерегулирование», — сказал вице-министр, добавив, что на сегодняшний день в адрес сельхозпроизводителей и региональных операторов уже отгружено 97% произведенного дизельного топлива, что сделано с целью не допустить затоваривания на местах.
«Мы данные по всем отгрузкам отправили непосредственно в акиматы и попросили их на местах проконтролировать, чтобы региональные операторы дальше беспрепятственно производили распределение этих объемов розничным АЗС. То есть в режиме уже непосредственной сверки с акиматами мы работаем, чтобы у каждой розничной точки были в достаточном количестве объемы дизельного топлива», — пояснил Магауов.
Вице-министр напомнил, как осенью 2015 года было принято решение об отмене государственного регулирования цен на 92-ой бензин. За прошедшее время цены на него стабилизировались на уровне 125 тенге за литр.
«Мы видим, что объемы 92-ого бензина значительные и никакого дефицита нет. Рынок работает четко, без вмешательств государственных органов. Зимнее дизельное топливо у нас давно не регулируется. По нему также ситуация стабильная. Компании сами закупают по нему дополнительные объемы. В зимний период все достаточно плавно проходит», — заметил вице-министр, добавив, что решение о дерегулировании цен на летнее дизельное топливо, по оценками министерства, не должно затрагивать крупных потребителей, таких как горно-металлургический комплекс и железная дорога, поскольку механизм ценообразования у них был свой и государством регулировалась лишь розничная цена на АЗС.
Магауов также напомнил, что потребление летнего дизельного топлива в Казахстане как правило резко падает с началом отопительного сезона: «Соответственно, все рыночные факторы будут приводить к тому, что цена на летнее дизельное топливо в зимний период будет снижаться, объем потребления очень сильно падает. Я думаю, в интересах ресурсодержателей дизельного топлива сохранить хорошие партнерские отношения с крупными потребителями и разумно выстроить новую политику, чтобы в летний период были разумные цены для крупных потребителей, а в зимний период крупные потребители могли какие-то товарные запасы формировать».
Вице-министр озвучил и предварительный прогноз по цене на дизельное топливо после отмены государственного регулирования. По его словам, 1 литр дизтоплива будет стоить в среднем 115 тенге, и данная цена может вполне устроить представителей бизнеса в случае, если все-таки возникнет необходимость осуществлять дополнительный закуп топлива за рубежом. Однако почти сразу, как стало известно о возможном росте цен, со стороны крупных и средних игроков начался процесс «придержания» объемов дизельного топлива с целью в будущем продать его дороже.
"Мы столкнулись с тем, что на местах начинаются вопросы отдельных розничных АЗС, к которым объемы не доходят», — сказал Магауов. Он пояснил, что во избежание этого минэнерго направило всем крупным игрокам на рынке, ресурсодержателям и региональным операторам уведомление о том, что в соответствии с законодательством о регулировании доминантов ограничение продажи при наличии соответствующих объемов недопустимо.
Отметим, что директор ТОО «BRB Invest LLP» Галим Хусаинов еще месяц назад говорил о том, что текущая стоимость на ГСМ не отражает действительные цены и что они сдерживаются искусственно, тем самым могут спровоцировать дефицит топлива.
«Здесь стоит задача поиска оптимального решения по цене. С одной стороны — дизельное топливо — это достаточно важный элемент в себестоимости сельского хозяйства и повышение на 15 процентов несомненно отразится на стоимости продукции. С другой стороны, обеспечение ГСМ уборочной кампании также важно. Выбирая из двух зол, решили увеличить цену на ГСМ, а вернее отпустить в условное свободное плавание. Как у нас обычно принято, под отпуском в свободное плавание маскируют повышение цен. Естественно и 115 тенге будет регулироваться косвенно через антимонопольный комитет и через НК Казмунайгаз», — говорит эксперт. Однако, по мнению Хусаинова, цена в 115 тенге все равно значительно ниже, чем в России, но уже лишает экономической выгоды контрабанды казахстанского дизельного топлива в приграничных территориях.
Отметим, что пока еще Казахстан входит в десятку стран с самыми низкими ценами на дизельное топливо по версии ресурса globalpetrolprices.com. Россия же в данном рейтинге на сегодняшний день занимает 25-ое место.