Этюд в красно-синих тонах
Свою новую киноисторию испанский режиссер Педро Альмадовар впервые рассказал на Каннском кинофестивале. И несмотря на то, что никаких наград картина не получила, критики встретили ее очень тепло. Так же как и зрители. Для которых каждый новый фильм Альмадовара – настоящее событие. Независимо от того, как складывается его фестивальная судьба. Ведь Альмадовару по-прежнему есть что сказать и он по-прежнему говорит красиво.
После эксцентричных и, пожалуй, не совсем типичных для Альмадовара фильмов «Я очень возбужден» и «Кожа, в которой я живу», режиссер решил вернуться на досконально знакомую ему территорию семейной драмы и вновь препарировать женскую душу (не зря многие критики называют его главным женским психологом). В сущности, это тот самый Альмадовар, который так хорошо знаком зрителю по фильму «Все о моей матери».
В основу «Джульетты» легли рассказы канадской писательницы, лауреата Букеровской и Нобелевской (с формулировкой «мастер современного рассказа») премии по литературе Элис Манро.
Главная героиня Джульетта (Адриана Угарте, Эмма Суарес) вот уже 13 лет не видела свою дочь Антию (Бланка Парес), которая в 18 лет ушла из дома. Без слов и объяснений. Возможно, виня мать в смерти отца, с которым они поссорились в день его гибели. Возможно, виня себя за то, что в этот день она отдыхала в детском лагере…
После нескольких лет бесплодных поисков и отчаяния Джульетта решила начать новую жизнь. Вычеркнув из нее все, что напоминало о прошлом. Забыв о дочери. И все вроде бы сложилось: в ее жизни появился любимый человек Лоренцо (Дарио Грандинетти), с которым она должна уехать в Португалию. Но… Накануне отъезда Джульетта случайно встретила близкую подругу дочери Беатрис (Мишель Хеннер), которая рассказала, что не так давно видела Тию.
И Джульетта решила во что бы то ни стало найти дочь и расставить все точки над i.
Весь фильм – это, в сущности, воспоминания Джульетты, которая на страницах дневника рассказывает дочери историю своей жизни.
Казалось бы – обычная история. Да, Джульетта – женщина с очень непростой судьбой, но она не уникальна. Задумайтесь, сколько женщин потеряли мужей, сколько женщин по тем или иным причинам не могут построить отношения со своими детьми… Пожалуй, у каждого из нас найдется знакомая (или знакомая знакомых) с не менее трагичной судьбой. К тому же в арсенале практически каждого телеканала есть целая обойма «мыльных» мелодрам.
Так что же делает особенной именно эту историю?
Прежде всего, это, пожалуй, простота, некая классичность (это именно драма, без всяких примесей) и своеобразная эстетика повествования. И разумеется, картинка, которая уже стала визитной карточкой Альмадовара: трагическая история жизни героини подается в ярких и насыщенных цветах. Среди потрясающих пейзажей. Традиционно много красного и синего. Много мелких деталей (узор на обоях, книги на полках, статуэтка на стеллаже, картонные коробки, именинный торт для отсутствующей дочери, купе вагона, одежда героев), каждая из которых имеет свое значение.
Завораживает темп повествования: размеренный, неспешный. История на грани нервного срыва рассказывается на грани скуки. Но в то же время не позволяя ни на секунду оторваться от экрана. И да, на этот раз хлесткой иронии и привычного смеха сквозь слезы не будет. Будет много меланхолии, депрессии и уныния. Впрочем, со свойственным Альмадовару светлым послевкусием.
В своей особой манере Альмадовар препарирует конфликт между детьми и родителями. Конфликт, в основе которого непонимание, неумение говорить и слышать друг друга, а также чувство вины, которое камнем лежит на душе, не давая жить дальше.
Кроме того, право осуждать или оправдывать режиссер оставляет самому зрителю. Вы не увидите в фильме ни «злодеев», ни «святых». Все нейтрально. Все герои повествования – люди. Самые обычные. Которые просто живут своей жизнью. Да и финал фильма остается открытым, позволяя каждому не только самостоятельно закончить эту историю. Кстати говоря, несмотря на весьма сомнительные с точки зрения общественной морали поступки ( к примеру пойманный на измене муж говорит жене, которую он при этом искренне любит, что-то вроде «Мы не встречались, а только спали вместе») осуждать никого и не хочется. А вот задуматься…