Новости

«За» и «против» запрета на вывоз лома из Казахстана

Ситуация вокруг запрета на вывоз из Казахстана лома черных металлов продолжает накаляться

По информации Ассоциаций горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Казахстана, приказ о введении запрета на вывоз с территории страны лома черных металлов уже подписан и может вступить в силу в сентябре текущего года. Однако ломозаготовители и эксперты в один голос продолжают твердить об абсурдности данного решения и вреде, который оно может нанести металлургической отрасли Казахстана, экологии и всей экономике страны.

В Республиканском союзе промышленников вторичной металлургии уже не раз говорили о том, что запрет, введенный в декабре 2013 года, не имел экономического обоснования, а ссылки на возможность критической нехватки лома для отечественных металлургов не соответствовали действительности, поскольку ломообразование и ломосбор в Казахстане существенно превышают внутреннее потребление. По данным, предоставленным АО «Казвторчермет», средний объем сбора лома в стране составляет порядка 3,5 млн. тонн в год, что на порядок превышает уровень максимального потребления. Тимур Усеев, и.о. руководителя Управления горно-металлургической промышленности Комитета индустриального развития и промышленной безопасности Министерства по инвестициям и развитию РК, подтверждает данные: «На сегодняшний день совокупная потребность в металлоломе порядка 1,5 млн. тонн в год. Ломосбор у нас на уровне 2,5-3 млн. Потенциально можно (экспортировать излишки – «Къ»), но мы должны быть уверены в гарантированном обеспечении металлургических предприятий металлоломом».

Моя хата с краю

Представители Республиканского союза промышленников вторичной металлургии и Республиканской отраслевой ассоциации вторичной металлургии неоднократно приводили весомые доводы против введения запрета на экспорт лома. Аргументы были опубликованы на посвященной обсуждению приказа странице портала электронного правительства egov.kz, а также направлены непосредственно министру национальной экономики, поскольку запрет окажет на нее самое прямое влияние. Однако Куандык Бишимбаев в своем официальном ответе предпочел дистанцироваться от проблемы, переложив ее на плечи другого ведомства: «Вопрос введения ограничения на вывоз лома и отходов черных металлов входит в компетенцию уполномоченного органа – Министерства по инвестициям и развитию РК. Согласно информации уполномоченного органа, в стране сложилась критическая обстановка по загрузке отечественных предприятий. В этой связи, 28 июня 2016 года Межведомственной комиссией по вопросам торговой политики и участию в международных экономических организациях принято решение о введении запрета на вывоз лома и отходов черных металлов».

Предыдущий опыт не в счет

Решение данной комиссии, по утверждению представителей Республиканского союза промышленников вторичной металлургии и Республиканской отраслевой ассоциации вторичной металлургии, «было сделано на основе субъективного мнения нескольких металлургических заводов и не опирается на факты, явно показывающие абсурдность и вредность решений, принятых ранее и принимаемых в настоящее время».

Напомним, в результате запрета на вывоз лома, введенного в декабре 2013 года, внутреннее потребление в стране уменьшилось вдвое. «По данным самого уполномоченного органа, озвученным на совещании у первого вице-премьера, на экспорте страна потеряла 1 млн тонн и лишилась совокупного дохода в текущих ценах 55 млрд тенге. Были потеряны тысячи рабочих мест первичных сборщиков лома и приостановлена деятельность десятков предприятий, в основном, субъектов МСБ», — заявили руководители Республиканского союза промышленников вторичной металлургии и Республиканской отраслевой ассоциации вторичной металлургии, добавив, что, принимая во внимание подобные итоги, инициатива введения нового запрета в сложившихся условиях просто удивляет.

В дополнение к этому есть мнение, что введение запрета является прямым лоббированием интересов крупных металлургических предприятий, зависящих от металлолома. Таких компаний в Казахстане насчитывается около 4-5, и снижение цен на лом им, безусловно, выгодно. Стоит отметить, что вся складывающаяся ситуация идет вразрез со словами Нурсултана Назарбаева, сказанными в Послании президента народу от 30 ноября 2015 года. В нем Елбасы говорил о необходимости устранить искажение рыночных стимулов в виде искусственного регулирования цен. «Мы не должны «тянуть» неконкурентные компании за счет государства», — говорил президент.

Аргументы «за»

В Министерстве по инвестициям и развитию, в свою очередь, твердят об острой необходимости введения запрета. На каждое мнение представителей отрасли, высказанное в процессе открытого обсуждения проекта приказа на egov.kz первый вице-министр Альберт Рау дал один и тот же ответ. По его словам, после снятия запрета на экспорт в начале этого года, по итогам 5 месяцев был отмечен рост экспорта лома и отходов черных металлов в Россию и Узбекистан. «Вследствие чего по информации руководства металлургических предприятий снижаются запасы металлолома на складах. (…) Недостаток в металлоломе для металлургических предприятий составляет не менее 125 тыс. тонн в месяц (1,5 млн тонн в год)».

Однако при этом в первых числах августа текущего года был зафиксирован факт отказа таких металлургических предприятий как «АрселорМиттал Темиртау» и ТОО «Кастинг» от вагонов с грузом лома черных металлов, простаивающих в ожидании выгрузки.

Российские эксперты против

Эксперты уверены: введение запрета на вывоз лома с территории Казахстана не выход. Напротив, это может иметь негативные последствия для отрасли. Виктор Ковшевный, директор НП НСРО «Руслом.ком» заявляет: «Ограничение экспорта на рынке лома ведет к дефициту лома и последующему закрытию металлургических производств. Этот вывод сделан на основании расчета 12 индексов устойчивости ломоперерабатывающей и металлургической отраслей в 31 стране мира, где ведется мониторинг с 2004 года».

Г-н Ковшевный пояснил, как именно из-за ограничения экспорта возникает дефицит лома: «Ограничение экспорта лома сначала вызывает снижение цен на лом и создает иллюзию сырьевой безопасности. Затем ломосбор падает в связи с уменьшением количества ломопереработчиков из-за из массовых банкротств. В процесс сбора лома, с учетом размера территории Казахстана, должно быть вовлечено все население. Это возможно при увеличении, а не сокращении количества приемных пунктов и при условии отмены налога на доходы физических лиц на вторсырье. В итоге, цены опять растут, нанося удар по металлургам».

Эксперт также отметил, что ни в одной развитой стране не действует ограничение экспорта металлолома, поскольку развитая отрасль переработки вторсырья ведет к увеличению оборота металла, обновлению производственных фондов, а значит – к большей конкурентоспособности во всех сегментах промышленного производства.

Есть ли альтернатива запрету?

По мнению казахстанских ломозаготовителей, существует всего 4 аспекта, которые делают для них продажу лома за рубеж более привлекательной, нежели поставки отечественным металлургическим предприятиям. Во-первых, это формирование цен на продукцию. «Металлургические заводы Казахстана стремятся покупать сырье дешевле, чем на рынке. Конечно, желание понятное, но рыночные взаимоотношения при этом работают в направлении большей прибыли», — поясняет Олег Якунин, и.о. генерального директора АО «Казвторчермет».

Во-вторых, правила приемки лома на металлургических заводах. Г-н Якунин говорит о том, что, несмотря на существование Национальных стандартов, в соответствии с которыми ломопереработчики и просят принимать лом металлургов, они применяют свои собственные «никому не понятные и непрозрачные» системы оценки качества лома. В результате чего, ломопереработчики из двух зол делают выбор в пользу более высоких затрат на логистику, предпочитая не нести убытки от своеобразного видения качества приемки.

Турар Жолмагамбетов, главный эксперт Центра отраслевого анализа АО «Казахстанский институт развития индустрии», также говорит о том, что, вопреки существованию технического регламента, проблема по категориям приема металлолома существует. «Необходимо сделать так, чтобы нормализовались отношения между ломозаготовителями и потребителями, прийти к единому консенсусу», — считает Жолмагамбетов.

Еще одним «камнем преткновения» является система оплаты. По словам ломозаготовителей, от момента поставки лома на казахстанские металлургические заводы до его оплаты иной раз может пройти несколько месяцев. И совершенно противоположным образом ситуация обстоит у покупателей из соседних стран, которые исправно платят по факту поступления лома на завод.

Последним, но не по значимости, пунктом в списке стоит планирование поставок. «Важность планирования понимают все. Тем более это важно при обеспечении поставок в объемах сотен тысяч тонн. Невозможно ни одному предприятию нарастить объемы поставок в несколько раз, если оно о такой необходимости не знает за несколько месяцев, а лучше за год. Но металлургические заводы РК планируют объемы закупок лома не более чем на один месяц! Да еще с правом отказаться от приемки лома в любой момент времени», — говорит Олег Якунин.

Важно отметить, что все это не просто слова. И казахстанские ломозаготовители ввиду таких факторов как скорость оборота денег, единое законодательное пространство и более низкие затраты на логистику заинтересованы в работе исключительно с отечественными предприятиями.

Озвученные выше проблемы уже не раз предлагалось решить путем переговоров. И в итоге недавнего обсуждения на площадке Министерства по инвестициям и развитию между ломозаготовителями и металлургами была достигнута принципиальная договоренность о подписании соглашения о гарантированных поставках необходимого количества лома на отечественные предприятия. Однако дальше устных договоренностей дело так и не дошло – металлурги пожаловались на имеющийся (или нет?) дефицит лома черных металлов премьер-министру, который, в свою очередь, не вдаваясь в подробности, дал указание ввести запрет.