Ресурсы

Туристическая инфраструктура регионов задействует лишь часть своего потенциала

Дефицит семейного бюджета заставил многих казахстанцев отказаться от зарубежного отдыха в пользу краткосрочных поездок по родной стране

Привлекательность Казахстана как туристического направления в глазах гостей из-за рубежа хоть немного, но выросла. В свою очередь, дефицит семейного бюджета заставил многих казахстанцев отказаться от зарубежного отдыха в пользу краткосрочных поездок по родной стране. К такому выводу можно прийти, изучив как мнения экспертов, так и обнародованные недавно данные Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК. При этом вопрос о том, готова ли инфраструктура самых популярных в РК туристических направлений обеспечить прием гостей на достойном уровне, остается открытым.

Медленным шагом в гору

По данным статистического ведомства, в прошлом году Казахстан принял 692 тыс. иностранных посетителей, а гостиницы оказали услуг на 73 млн тенге. Эксперты полагают, что в 2016 году страну посетит не менее 728 тыс. туристов из-за рубежа, а в 2017 году – свыше 1 млн гостей. Очевидно, что основные надежды на увеличение турпотока в будущем году связаны с ЭКСПО-2017: аналитики портала www.ranking.kz, ссылаясь на расчеты «Астана Конвеншн бюро», пришли к следующему выводу: в среднем один иностранный гость пробудет в Казахстане около 4 дней, и при этом совсем не факт, что потенциальные туристы ограничат посещение страны площадкой ЭКСПО.

Скорее оптимистично оценили перспективы развития въездного туризма и участники маркетингового исследования, проведенного в этом году компанией Sabre Travel Network Central Asia при поддержке кафедры рекреационной географии и туризма КазНУ им. Аль-Фараби. Результаты опроса, проведенного среди сотрудников 38 отечественных и иностранных компаний, занятых в туриндустрии, свидетельствуют, что примерно 50% респондентов оценивают перспективы развития въездного туризма как хорошие или отличные, а 58% участников опроса позитивно оценили и перспективы внутреннего туризма, несмотря на то, что для многих казахстанцев роскошью становятся даже поездки по своей стране.

В прошлом году, отметил директор Sabre Travel Network Central Asia Павел Спицын, оптимизм в отношении перспектив внутреннего туризма разделяли лишь 13% участников аналогичного опроса. «Это объяснимо, учитывая события минувшего года. Те, кто не смог позволить себе отдых за границей, ищут и находят варианты внутри Казахстана, в связи с чем многие игроки переключились на внутренний туризм и учатся продавать его заново, так что спрос на внутренний туризм растет», — считает Павел Спицын. По мнению эксперта, правительство уже принимает меры для развития отечественного туризма, и некоторые перемены уже есть, но многое сделать еще предстоит. Пока же данные I квартала свидетельствуют, что даже те отели и гостевые дома, которые существуют сегодня, заполнялись постояльцами в лучшем случае на треть.

Невостребованное гостеприимство

2 370 гостиниц разной категории, от роскошных «пятерок» до скромных апартаментов класса «две звезды», а то и вовсе не относящихся ни к одной категории, могут единовременно принять 119 295 человек. В январе – марте нынешнего года все объекты размещения приняли 144 714 иностранных гостей, объем услуг туристского рынка превысил 15 700 тыс. тенге, однако заполняемость койко-мест в отелях оказалась довольно скромной – в среднем 19%.

Потенциально самое большое число гостей, порядка 22,3 тыс. одновременно, может принять Восточно-Казахстанская область. Тем, кто знаком с потрясающими пейзажами этого края, очевидно, что его «фишкой» может стать экологический туризм и природные красоты Катон-Карагайского, Маркакольского и Западно-Алтайского заповедников. По итогам I квартала уровень заполняемости 328 гостиниц в ВКО составлял менее 25%, но надо учесть, что зима и весна – не самый «высокий сезон» в этих краях, и по итогам лета статистика вполне может измениться в лучшую сторону.

Лишь на 13,4% оказались заполнены по итогам квартала гостиницы Акмолинской области, которые теоретически могут принять одновременно 12 700 гостей. Регион привлекателен курортными зонами в Шортанды, Зеренде, Борабае, Коргальжинским заповедником, известным как место обитания популяции фламинго и розового пеликана. Власти региона обещают, что в Бурабайском районе появится музей под открытым небом, а на озерах Чебачье и Зерендинское – детский лагерь, яхт-клуб и оздоровительный санаторий. Увы, курорты Акмолинской области трудно назвать местом, которое бы располагало к отдыху за разумные деньги. По откликам туристов, этим летом сутки проживания в санатории обходились в 10 000-25 000 тенге за номер, а в арендованной 2-комнатной квартире – в 15 000-20 000 тенге, в частном доме с «удобствами» на улице – 7 000-1 000 тенге.

На третьем месте по показателям емкости туристического рынка в I квартале находилась Карагандинская область, 214 гостиниц которой могут принять единовременно 12,3 тыс. человек. В первые три месяца нынешнего года местные туристические объекты оказались заполнены всего на 18,2%, а предприятия туриндустрии оказали услуг на 675,8 млн тенге. Дороговизна услуг при дефиците предложения, соответствующего современным критериям комфортного отдыха – этот бич индустрии отечественного туризма характерен и для многих местных объектов в Каркаралинском районе и Прибалхашье. На четвертой позиции обосновалась Алматинская область, способная одновременно принять 11,2 тыс. визитеров. Однако в январе – марте 2016 года 315 гостиниц и гостевых домов региона оказались заполнены немногим более, чем на 17% — скромный результат, учитывая, что регион позиционируется как перспективный с точки зрения развития зимних видов спорта. С большим отрывом замкнула пятерку рейтинга Южно-Казахстанская область, потенциально привлекательная для гостей достопримечательностями Туркестана и совмещенным с лечением отдыхом в Сары-Агаше. Тем не менее регион пока не может похвастать богатым предложением, как, впрочем, и спросом на него – 139 зарегистрированных здесь гостиниц в первые три месяца 2016 года заполнялись в среднем немногим более, чем на 16%.

Отдельной строкой статистическое ведомство выделяет два самых крупных города. Астана и Алматы в 291 объекте размещения на двоих теоретически могут принять свыше 22 тыс. гостей, но по факту в I квартале заполняемость мест размещения туристов в Алматы немногим превысила 24%, а в Астане составила 23,5%. При этом в денежном выражении две столицы обеспечивают более половины всего объема услуг, оказанных игроками отрасли, или свыше 8 млн тенге. В преддверии ЭКСПО в Астане планируется увеличить количество гостиниц со 158 до 188, а мест размещения – с 9,5 тыс до 14,5 тыс.

Однако мероприятия, подобные ЭКСПО, могут привлечь внимание потенциальных гостей на короткое время, но совсем не обязательно сработают на перспективу. По мнению Павла Спицына, чтобы изменить ситуацию, Казахстану следует совершенствовать законодательную базу и общее видение направлений развития индустрии. Власти каждого региона должны знать, какое именно туристическое направление перспективно для конкретно взятой местности, и с учетом этого вкладывать средства в развитие инфраструктуры именно в том направлении туризма, которое целесообразно развивать, а не пытаясь объять необъятное.

В принципе, ту же задачу позволит решить инвентаризация туристических объектов, которую уже провели в некоторых регионах: акиматы совместно с игроками индустрии решают, какие именно объекты следует показать туристам, какие работы провести по их модернизации, как найти источники финансирования. По словам руководителя Управления туризма и внешних связей Алматы Тимура Дуйсенгалиева, Алматы, например, имеет все основания, чтобы позиционироваться как центр нескольких видов туризма: делового, культурно-исторического, экологического и спортивного. Это означает, что должны быть созданы жесткие стандарты, которые не позволят работать на рынке непрофессиональным гидам из соседних стран, берущим не профессионализмом, а выгодной ценой, обеспечат наведение порядка на маршрутах в зоне национальных парков.

Эксперты компании Sabre также считают, что Казахстану следует обратить внимание на такой аспект развития туризма, как информатизация объектов и неразвитость онлайн-сервисов. С одной стороны, «интернетизация» турпродукта едва ли будет активной до тех пор, пока люди не проявят предметный интерес к посещению достопримечательностей страны. С другой, именно дефицит информации в интернете и онлайн-сервисов может оказаться тем самым камнем преткновения, который отвратит от путешествия «продвинутую» и платежеспособную аудиторию.