В прошлом году фармацевтические компании заключили много сделок слияний и поглощений, общая стоимость которых превысила $300 млрд, в 2014 году общая стоимость M&A-сделок на мировом фармацевтическом рынке составила $234 млрд. В I квартале текущего года на подписание сделок в сегменте M&A было выделено порядка $41 млрд, и некоторые эксперты в начале года говорили об угасании M&A-активности. Теперь звучат противоположные прогнозы. Сделки слияний и поглощений могут стать катализатором развития биотехнологического сегмента, однако некоторые компании ведут себя достаточно сдержанно по отношению к другим игрокам.
Abbott и St.Jude Medical
Крупнейшую сделку совершил американский концерн Abbott Laboratories, объявивший о принципиальном соглашении по покупке американской St.Jude Medical, специализирующейся на создании имплантов и медицинских устройств. По объему продаж Abbott и St.Jude Medical занимают первое и второе места на мировом рынке препаратов для лечения сердечно-сосудистых заболеваний. Объем этого рынка оценивается в $30 млрд в год, суммарная выручка двух компаний составляет $8,7 млрд. Сумма сделки наличными и ценными бумагами оценивается в $25 млрд, Abbott готова принять на себя и рефинансировать чистый долг St.Jude Medical в размере около $5,7 млрд. Общая сумма сделки в этом случае превысит $30 млрд, закрытие ожидается в конце 2016 года.
Pfizer и Medivation
На этой неделе Pfizer сообщил о покупке биотехнологической компании Medivation Inc, специализирующейся на покупке противораковых препаратов, за $14 млрд. Как ожидается, покупка Medivation увеличит прибыль Pfizer в расчете на акцию на $0.05 по итогам первого года после закрытия сделки, которое намечено на III или IV квартал нынешнего года. Ранее о намерении купить Medivation за $9,3 млрд говорили представители французской компании Sanofi. Однако уже тогда аналитики высказывали мнение, что французам придется повысить предложение, поскольку в течение месяца покупкой компании заинтересовались еще несколько фармацевтических концернов, в том числе AstraZeneca и Roche.
AbbVie и Stemcentrx
AbbVie объявила о согласии приобрести частную компанию Stemcentrx за $5,8 млрд наличными и акциями. Stemcentrx базируется в Калифорнии и занимается разработкой препаратов для борьбы с онкологическими заболеваниями. В свою очередь, концерн AbbVie образовался в январе 2013 года, и сегодня компания с объемом выручки $23 млрд планирует развивать перспективные направления на рынке лекарственных средств. В частности, AbbVie считает, что экспериментальный препарат Rova-T от рака легких от компании Stemcentrx обладает «многомиллиардным» потенциалом.
Teva и Actavis Generics
В начале августа было объявлено о том, что Teva завершила приобретение подразделения Allergan по производству дженериков (Actavis Generics) после получения всех требуемых регуляторных одобрений от государственных органов. В результате сделки материнская компания Actavis Generics получила $33,75 млрд денежными средствами и около 100 млн акций Teva. Результатом сделки станет слияние двух лидеров в производстве дженериков. Каждая компания обладает взаимодополняющими преимуществами и брендами. Сделка увеличила портфель продуктов Teva, ожидающих регистрации Управлением по контролю продуктов питания и лекарственных средств (Food and Drug Administration, FDA) США, более чем до 325. Компания занимает лидирующую позицию в плане прав «первого заявителя» патентов, подав около 123 сокращенных заявок на регистрацию новых препаратов в США.
Pfizer и Allergan
Крупная сделка на фармрынке сорвалась в начале апреля. Pfizer отказалась от программы слияния с ирландской компанией Allergan, отменив сделку стоимостью $160 млрд. О своих намерениях компании объявили в ноябре прошлого года, планируя закрыть сделку примерно за полгода, при этом штаб-квартиру новой фирмы Pfizer Plc было решено перенести в Ирландию, известную в качестве одной из излюбленных «налоговых гаваней» американских концернов. Сделка вызвала интерес финансовых властей США, а в апреле Минфин ввел новые правила в отношении подобных сделок. В частности, при объединении американской фирмы с иностранным игроком новая компания обязуется платить налоги в США, если на ее американский бизнес приходится более 80% суммарной стоимости. Через три дня после введения ограничений Pfizer расторгла сделку, заплатив неустойку в размере $150 млн.