Новости

«В Казахстане сейчас нет традиции коллекционирования»

Совсем скоро – 9 сентября – в Алматы откроет двери I Международная Арт Бизнес Конференция КЕРЕМЕТ «Искусство как актив».В преддверии этого события «Къ» решил задать несколько вопросов о состоянии современного казахстанского арт-рынка организатору конференции юристу и предпринимателю Жибек Карамановой.

Совсем скоро – 9 сентября – в Алматы откроет двери I Международная арт бизнес-конференция КЕРЕМЕТ «Искусство как актив», в числе спикеров и делегатов которой будут ведущие эксперты в своей отрасли, включая руководителей аукционного дома Christie’s, Sotheby’s Institute of Art, вице-президента АО «Газпромбанк» (Россия), куратора самой большой в мире корпоративной коллекции Deutsche Bank, основателей всемирного рейтинга художников и галерей и многих других. В преддверии этого события «Къ» решил задать несколько вопросов о состоянии современного казахстанского арт-рынка организатору конференции юристу и предпринимателю Жибек Карамановой.

– Жибек, последние годы инвестиции в искусство становятся все более популярными на Западе. Как с этим обстоит в Казахстане? Как можно охарактеризовать казахстанский арт-рынок сегодня?

– Действительно, искусство уже давно считается одной из самых стабильных, перспективных альтернативных инвестиций для тех, кто хочет диверсифицировать свое инвестиционное портфолио наряду с инвестициями в недвижимость, драгоценные металлы, депозиты, акции. Арт-рынок в мире – это бизнес с четкими правилами и требованиями, где можно успешно работать, только имея опыт, профессионализм, компетенцию, вкус и некое чутье на успех. Музеи, художники, галереи, арт-дилеры, арт-консультанты, аукционные дома, коллекционеры, юристы, инвестбанкиры и даже страховые компании – составляют сегодняшний арт-рынок в мире.

В Казахстане очень сложно охарактеризовать арт-рынок однозначно. Не все его участники активно работают в целях его развития, нет единого рейтинга художников и галерей, не прозрачна деятельность многих организаций в сфере арт-рынка, нет конкретных цифр по ежегодному обороту, несистемное ценообразование, а у талантливой молодежи – мало мотивации развиваться и продолжать творить. Каждый из сегментов и участников нашего арт-рынка варится в собственном соку, нет активных ассоциаций или галерейного движения, которое бы поднимало острые вопросы на государственном уровне. Зато есть художники, которые стихийно продают работы на Арбате, есть арт-салоны, у которых задача – просто любым образом продать любую работу в подарок, есть галереи – в чистом виде которых практически нет в Казахстане – целью которых должно быть продвижение и раскрутка художников, практически продюсирование молодых талантов, и, наконец, мало кто из коллекционеров, которые и являются одним из конечных звеньев в цепи рынка, раскрывает информацию о своих покупках или вложениях. Так вот, если многие говорят о том, что арт-рынка в Казахстане нет, потому что практически нет галерей, я считаю, что развитие арт-рынка напрямую зависит от спроса. Как бы ни старались галереи, если нет по любым причинам (инвестиционная привлекательность или эстетическое удовольствие) увлеченных искусством, то сложно говорить о развитии арт-рынка в стране. В Казахстане сейчас мало коллекционеров, которые бы активно и открыто вкладывали в казахстанских художников. Их нужно взращивать. Коллекционеров нужно образовывать. Коллекционеров нужно поощрять. Нет традиции коллекционирования. Есть одиночные эмоциональные покупатели, и есть корпоративные клиенты, которые не видят за картиной ничего большего, чем временное украшение интерьера гостиницы, например.

– Скажите, работы казахстанских мастеров покупают преимущественно казахстанские инвесторы или же они интересуют и иностранных инвесторов? Вообще, насколько казахстанское искусство известно за пределами государства? Какие существуют инициативы по его популяризации?

– В связи с непрозрачностью рынка, сложно ответить на этот вопрос. К сожалению, в Казахстане мало кто успешно работает над продвижением имен казахстанских мастеров за рубежом, поэтому работы казахстанских художников пока больше интересуют казахстанских покупателей и крупных коллекционеров, которые приобретают пусть и недешевые работы из чувства патриотизма или, может, даже желания оставить после себя музей искусств, по примеру таких легендарных музеев, открытых на базе коллекций коллекционеров, как Третьяковская галерея, например.

А чтобы превратить работы казахстанских мастеров в именно инвестиционно привлекательные активы, необходимо проделать большую работу. Одной из таких инициатив, по налаживанию системного диалога между участниками арт-рынка, является проведение Международной арт бизнес-конференции КЕРЕМЕТ. Нехватка опыта ведения арт-бизнеса за рубежом, компетентной квалифицированной помощи в области арт-инвестиций, четкой информации для инвесторов – куда вкладывать, зачем и почему, как оценить актив – тормозит активное вовлечение казахстанцев в процесс инвестиций в арт-объекты. А на такой площадке делегаты смогут не только познакомиться с интересными спикерами, другими участниками арт-рынка, но и, в первую очередь, получить ценную информацию из первых уст.

– А возвращаясь к теме казахстанских художников…

– Однозначно, что никто не сможет продать работу за большую сумму денег, или работа не сможет стать инвестиционно-привлекательным активом, пока о работе, художнике или в целом о Казахстане, как стране, полной талантами, не будут говорить. Говорить много и везде. Если говорить об инициативах популяризации казахстанского искусства, то можно отметить лишь несколько инициатив, и в основном они только внутри страны. Музей искусств им. А. Кастеева регулярно проводит выставки, организует даже народную акцию «Ночь в Музее», в Алматы и Астане проводятся фестивали современного искусства, где простые горожане могут наблюдать за трансформацией общественных пространств. Каждая казахстанская галерея варится в собственном соку, и не часто слышишь, когда галереи участвовали бы в международных выставках или фестивалях за рубежом, а ведь именно частные галереи должны быть двигателем развития современного казахстанского арт-рынка.

Несмотря на то, что галерея – это, прежде всего, частный бизнес, необходимо развитие государственно-частного партнерства в области искусства и наличие проработанных законов, которые бы позволили успешнее стимулировать казахстанский арт-рынок и позиционировать государство, как развитую страну с пониманием перспективных и ценных направлений развития. Например, необходима доработка законов и включение льгот и поощрения меценатам, большего финансирования и более понятной и четкой процедуры государственных закупок услуг в области искусства, доработки Концепции о культурной политике РК и многое другое. Все это возможно, ведь буквально 15–20 лет назад Китая и Индии не было среди активных участников мирового арт-рынка, а сейчас китайские художники лидируют в рейтингах по стоимости и продажам работ. Необходимо популяризировать современное искусство у народа внутри страны, поощрять коллекционирование, привлекать поддержку государства и избегать некой изоляции Казахстана от мирового арт рынка.

– Какое влияние оказал финансовый кризис на казахстанский арт-рынок? Кризис как-то сказался на предпочтениях покупателей? Какие сейчас тренды на казахстанском арт-рынке в целом?

– Несмотря на периодические мировые кризисы, международные аукционные дома США, Европы и Азии каждый год публикуют отчеты о многомиллионных продажах картин легендарных художников, несмотря на то, что искусство – это не всегда та сфера, которая приносит быстрые деньги. Говорят, арт-рынок слабо зависит от колебаний фондового рынка, тем не менее, как и на любом рынке, кризис может влиять на покупательскую способность и на арт-рынке. Ведь часто арт-рынок развивается при наличии таких факторов, как слаженная работа всех участников арт-рынка, огромные усилия по продвижению новых имен на рынке, а также наличие так называемых лишних денег у покупателя или коллекционера, который бы хотел диверсифицировать свои вложения.

В Казахстане сейчас, конечно, предложения больше, чем спроса. У нас еще не сформировался большой процент покупателей, который не просто делает разовые покупки в подарок или в целях украшения интерьера, а стабильно следит за предложениями объектов классического или современного искусства галеристов, художников или аукционных домов. Ведь в искусстве для сохранения денег нужно еще разбираться или грамотно выбрать арт-консультанта.

Предпочтения можно отследить по продажам единственного пока в Казахстане аукционного дома. Так, например, летом этого года работа русского художника Степана Колесникова не была продана, зато были проданы работы художников 19–20 веков Рихарда Зоммера и Николая Каразина «Туркестанский мотив» и «Казахское семейство в пути». Если вы посмотрите на работы, то четко отслеживается, что были куплены работы с восточным колоритом, на тему казахской истории. Работы современных казахстанских художников тоже очень популярны среди коллекционеров, однако, мало кто из них продается за рубежом.

– На Ваш взгляд, какая доля казахстанского арт-рынка находится в «серой» зоне? Как Вы считаете, возможно ли, что казахстанский арт-рынок станет более прозрачным в обозримом будущем? Что для этого надо?

– Пока в Казахстане у объектов искусства не будет такого же статуса актива, как у недвижимости, где получив сертификат у специализированных органов можно четко отследить список предыдущих владельцев и историю ценообразования, арт-рынок будет практически полностью непрозрачным или находиться в так называемой «серой» зоне. В основном покупка-продажа арт-объектов или картин в Казахстане проходит в диапазоне максимум до 15 000 долларов. Для мирового арт рынка – это копейки, а для государства непрозрачность рынка, отсутствие у аукционных домов прозрачных отчетов о стоимости и количестве проданных работ – неоплаченные налоги, что тормозит развитие цивилизованного арт-рынка, в связи с отсутствием интереса у государства поддерживать этот вид инвестиций.

– Как Вы думаете, какими будут итоги конференции?

– Международная арт бизнес-конференция КЕРЕМЕТ станет первой в Казахстане и СНГ площадкой для обмена мнениями, опытом, налаживания контактов и сотрудничества между участниками арт-рынка. Как организатор я надеюсь, что предоставив актуальную информацию о последних тенденциях развития международного арт-рынка, законодательных инициатив из уст компетентных спикеров, это поможет осветить необходимые законодательные реформы в Казахстане в целях создания отрегулированного арт-рынка в стране, основываясь на положительных примерах признанных лидеров индустрии. И самое главное, как результат такие инициативы будут способствовать усилению роли и ценности объектов искусства в качестве инвестиционно привлекательных активов. Интерес к Конференции поддержали Министерство культуры и спорта РК, акимат города Алматы и наши партнеры, которые хотят быть в ногу со временем и разбираться в реалиях еще пока недостаточно развитого в Казахстане международного арт-рынка. В связи с этим, любой участник Конференции вынесет для себя полезную информацию и познакомится с международно-признанными экспертами в данной области, а мероприятие станет одним из первых шагов, популяризирующих и четко позиционирующих Казахстан, как перспективно развивающийся арт-рынок и площадку для сотрудничества и ведения бизнеса.